Разработка концепции безопасности для системы физической защиты объекта, страница 64

Следует продумать возможность создают системы барьеров и датчиков обнаружения, расположенных поблизости друг от друга, так, чтобы сразу после датчика размещался барьер. Это облегчает оценку важности тревоги и определение направления движения нарушителя с целью его перехвата. Такое расположение позволяет задержать нарушителя сразу после обнаружения и увеличивает вероятность точной оценки ситуации.

Согласно принципу сбалансированности конструкции, каждый участок системы барьеров должен обеспечивать одинаковую задержку, т.е. отсутствие слабых звеньев. Так, нарушитель не станет прожигать отверстие в двери, чтобы пролезть через него, если увидит, что гораздо легче сломать замок или дверные петли.

Принцип эшелонированной задержки аналогичен принципу эшелонированной защиты, используемому в системе обнаружения. Большое число уровней защиты разного типа по всем возможным путям нарушителя осложнит его продвижение, так как потребуется использование множества различных инструментов и не меньшее мастерство.

Проблемы проникновения

Барьер считается преодоленным, когда человек проникнет сквозь него. Будем считать, что попытка проникновения начинается на расстоянии 60 см перед барьером и заканчивается на таком же расстоянии позади него. Время проникновения сквозь барьер входит в общее время преодоления барьера. Следует обратить внимание на характер прохода, сделанного в барьере. Например, из стенок прорубленного в железобетонной стене прохода могут торчать прутья арматуры, а стены прожженного отверстия могут быть раскаленными, так что придется ждать, пока они остынут. Все это увеличивает время задержки барьера. В очень толстых стенах придется делать отверстия более крупные, чем в тонких, чтобы через них можно было проползти. Это также увеличивает время задержки нарушителя.

Барьер против транспорта считается преодоленным, если протаранивший его автомобиль проходит через него либо над ним и остается способным передвигаться, или если другой автомобиль сможет проехать через взломанный барьер, или если этот барьер удалят либо сделают через него мост, а используемый нарушителями автомобиль проедет по нему.

Тип автомобиля, создающего угрозу, имеет существенное значение при выборе барьера нужной эффективности. Проволочное ограждение может и остановит мотоцикл или небольшой вездеход, но окажется бесполезным при использовании большого грузовика.

Если нарушителям по мере продвижения будут встречаться все более стойкие барьеры, у них возникнут затруднения с транспортировкой и использованием сложных инструментов, особенно если им придется проползать через ряд небольших отверстий. Следует также учесть наличие транспортных путей в районе цели. Если нарушителю приходится переносить тяжелое оборудование на большое расстояние, то время задержки значительно возрастает. По этой причине некоторые предприятия устанавливают барьеры по внешней стороне охранного периметра. В таком случае барьеры вынуждают нарушителей менять тактику и оставлять свои автомобили. Это замедляет продвижение злоумышленников, вынужденных идти пешком или бежать, неся в руках свои инструменты. Однако, поскольку они еще не обнаружены, это время задержки не улучшает эффективности системы защиты.

Время преодоления барьера является функцией способа нападения, который зависит от типа используемого оборудования.

Применяются следующие инструменты для вторжения:

•  ручные — молоты, топоры, кусачки для болтов, ломы, ножницы по металлу;

•  механизированные ручные — гидравлические кусачки, абразивные пилы, электродрели, перфораторы, абразивные водяные пилы;

•  высокотемпературные режущие — кислородно-ацетиленовые горелки, кислородные резаки;

•  взрывчатые вещества;

•  транспортные средства — грузовики, легковые автомобили, поезда, катера, самолеты, вертолеты, мотоциклы и вездеходы.