Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Материалы

к лекции по теме № 2: «Социально-политическая мысль в России»

План лекции:

1. Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства.

2. Политические идеи в России в XVIII- начале XX в.в.

3. Идейно-политическая доктрина в СССР.

Москва

Литература

Анталогия мировой политической мысли. В 5-ти т./Рук проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997.

Вершинин М.С., Козырева Л.Д. История политических учений России: Конспект лекций. – СПб., 2000.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 4-е изд., перабот. и доп./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 2003.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд./Под общ. ред. проф. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. – М.: Юристъ, 2003.

Политическая мысль в России: Словарь персоналий (XI в. – 1917 г.). – М.: Университет, 2000.

Чанышев А.А. История политических учений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.

Введение

Идейно-политическая традиция в России своими корнями уходит в глубины истории возникновения российской государственности, тесно связана с процессом формирования и развития мировой культуры. Интегрируя теоретические наследия Запада и Востока, Россия стала источником самобытной политической мысли, отличающейся разнообразием политических идей и взглядов. Внимание отечественных мыслителей всегда было приковано к наиболее актуальным проблемам общественно-политического бытия, государственного устройства и управления. Их политические теории и концепции отразили специфику и особенности социально-политической самоидентификации России.

Обобщение политических проблем, характерных для каждого этапа развития России, дало возможность периодизации процесса становления и развития политической мысли. Традиционным является его деление на следующие этапы: политические идеи Древней Руси (IX-XIV вв.); политическая мысль периода формирования и укрепления русского централизованного государства (XV-XVII вв.); политические учения периода расцвета абсолютизма в России (XVIII в.); политические идеи XIX- начала XX вв.; социально-политические идеи советского периода; политические идеи и концепции в современной России. Такая периодизация позволяет осмыслить и оценить роль политической мысли на различных исторических этапах Российского государства.

1. Политические идеи Древней Руси

и периода формирования централизованного государства

Древнерусское государство было сформировано к IX веку нашей эры. Его становление сопровождалось зарождением и развитием политического мышления людей, выделением из народных масс политических лидеров, их борьбой за власть. Изначально, в основе размышлений о государстве и государственном управлении, об устройстве общества, лежали мифологические воззрения на мир, природу и человеческое бытие, на божественное происхождение власти. Они передавались из поколения в поколения в сказаниях и повествованиях вплоть до первых летописных источников, появление которых было связано с распространением на Руси письменности.

Важнейшей политико-идеологической акцией, давшей толчок культурному расцвету общества, развитию политической мысли, стало принятие на Руси в 988 г. христианства, которое становится религиозно-идеологической основой государственной политики. В X-XI веках на Руси активизируется политическая жизнь (идейно-политическая борьба за власть, вечевые собрания, расширение взаимоотношений с другими народами и странами), что способствовало развитию политических идей и взглядов, находивших свое отражение в политико-правовых актах и литературных произведениях того времени.

Одним из первых древнейших источников, в котором политическим проблемам отводилось значительное место, принято считать трактат киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» (1049 г.). В трактате изложена своеобразная политико-философская концепция общественного развития, согласно которой путь к совершенствованию человечества лежит через распространение морально-этического идеала христианства. Утверждалось, что в основе Ветхого завета лежит принцип законопослушания (Закон), а в основе Нового завета – нравственное поведение человека в обществе и достижение в силу этого Благодати (постижение Истины). Благодать для Иллариона – это синоним Истины, Закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати. Он распространял идею о равноправии всех народов, живущих на земле, рассуждал о законности происхождения властных полномочий великого князя и его моральном облике, ответственности за управление страной. Особое внимание Илларион уделил крепкой княжеской власти, основанной на «правде», международному значению Русского государства как равноправному среди других стран о котором «…ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли».

Похожие материалы

Информация о работе