Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 6

Большую роль в развитии политической мысли России сыграли «Философские письма» русского мыслителя и публициста Петра Чаадаева (1794-1856 гг.). Проблемы, поднятые им, обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе полемики сложились два течения в российской общественно-политической мысли – славянофилы и западники. Славянофилы, видными представителями которых стали И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин и др., выступили с обоснованием особого, отличного от западного пути развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Западники же, среди которых необходимо отметить В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, напротив, выступали за развитие России по западноевропейскому пути, критикуя официальное народничество одновременно с самодержавием и крепостничеством.

Видным теоретиком второй половины XIX в. был Борис Чичерин (1828-1904 гг.). Он отстаивал идеи консервативного (охранительного) либерализма, как идеологию умеренной интеллигенции, стремящейся расширить общественные преобразования на основе диалога с властью. Суть либерализма, считал он, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, который в таком качестве вступает в общество. При этом государство обеспечивает безопасность, определяя и защищая права и свободы, а частное благо – цель гражданского общества.

Со середины XIX века в политической мысли России с новой силой стала обсуждаться проблема, еще поднятая прародителями славянофильства, - особой общечеловеческой миссии русского народа. К наиболее типичным общественным мыслителям, работающим в этом направлении, следует отнести Н. Данилевского (1822-1885 гг.) автора работы «Россия и Запад», К. Леонтьева (1831-1891 гг.), Л. Тихомирова (1852-1923 гг.), В. Соловьева (1853-1900 гг.).

В конце XIX начале XX веков классические либеральные идеи несколько утратили свою популярность. Их распространение преимущественно осуществлялось в кругах вузовской интеллигенции и среди разночинцев. Одним из ведущих идеологов либерализма в этот период становится Сергей Муромцев. Либеральные идеи разделяли П.И. Новгородцев, Максим Ковалевский, Николай Коркунов и другие. П. Новгородцев был представителем конституционного либерализма. С умеренно-либеральных позиций выступал М. Ковалевский. Либерально-консервативные идеи  разделяли С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.Б. Струве.

Сторонниками самодержавно-помещичьей идеологии были А.И. Гучков, Г.Е. Львов, В.М. Пуришкивеч, М.В. Родзянко и другие. За рамки модернизации существующего строя не выходили и реформы П.А. Столыпина.

Широкое распространение во второй половине XIX века получили идеи революционного демократизма. Видными представителями этого направления были: В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Добролюбов, П. Ткачев, Н. Михайловский и др. Революционеры-демократы, глубоко веря в светлое будущее народа, выражали глубокую ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию. Большое внимание они уделяли национальному вопросу, который обосновывали с позиций права наций на самоопределение. В 70-е гг. традиции революционного демократизма нашли свое продолжение в идеологии и практике революционного народничества, в рамках которого принято выделять три основных направления: «пропагандистское» под руководством П. Лаврова, «заговорщическо-террористическое» во главе с П. Ткачевым и «анархистское» – идеологами которого были М. Бакунин и П. Кропоткин. Общая идейная установка народников – это идея о возможности перехода российского общества к социализму посредством крестьянской общины, минуя стадию капитализма.