Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 5

Приверженцы консервативно-аристократического течения политической мысли настаивали на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступали против просветительских идей и одновременно критиковали отдельные проявления политики самодержавного государства. Известным представителем этого течения был князь Михаил Щербатов (1733-1790 гг.). Свои позиции он изложил в трудах: «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов», «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.», в которых отстаивал политическую идеологию феодальной аристократии.

Идеологами либерально- реформаторского течения отечественной политической мысли были Семен Десницкий (1740-1789 гг.), Николай Новиков (1740-1789), Яков Козельский (1728-1794 гг.) и др. Главное содержание этого течения составляла программа «просвещенного абсолютизма», предполагающая модернизацию, с учетом идей просветителей Запада, общественно-политических отношений. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного развития России, говорили о важности моральных устоев в политике. Они обращали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительства, способного выражать общественное мнение.

В рамках радикального отношения к существующему общественно-политическому строю в XVIII возникло революционно-демократическое течениие политической мысли, у истоков которого стоял Александр Радищев. В своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал самодержавие и крепостничество через правдивое и сочувственное изображение настоящей жизни русского народа. В будущем его воззрения повлияли на политические взгляды организаторов декабрьского восстания 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, среди которых были: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский и другие, отстаивавшие республиканские идеи и казненные за это.

В первой половине XIX века, наряду с развитием теории и практики консерватизма и радикализма, в России увеличивается и число сторонников идей классического либерализма. В это время, под влиянием процесса укрепления капиталистического уклада, создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений и реорганизации органов государственного и местного управления. Активным сторонником  таких преобразований был граф Михаил Сперанский (1772-1839 гг.). Им в 1809 году по заданию Александра I были разработаны несколько конституционных проектов, а во «Введении к Уложению государственных законов» изложен проект преобразований государственной системы России. М. Сперанский исходил из того, что «никакое правительство, с духом времени несообразное, против его всемощного действия устоять не может».Он настойчиво развивал идею о необходимости разделения властей. Сторонниками либерально-реформистского идейного направления были П. Анненков, И. Вернадский, В. Соловьев и другие.

Реформаторские идеи политических преобразований нашли свое отражение в работах Николая Карамзина (1766-1826 гг.) – «История государства Российского» и «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Н. Карамзин изложил свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т.д., подверг аргументированной критике тиранию. Он был противником разделения властей и сторонником крепкой власти монарха, ведя речь о том, что «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Дворянство рассматривалось им как сословие, которое должно пользоваться особыми привилегиями, уважением и достатком. М. Сперанский и Н. Карамзин были идеологами самодержавного либерализма, реформаторским идеям которых, в то время, не суждено было реализоваться.