Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 4

Особенностью политической мысли конца XVI начала XVII веков было ее пограничное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достижения политической мысли средних веков, а с другой – прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков. Одним из заметных мыслителей этого времени, обращавшихся к проблемам власти и государственного устройства, был Иван Тимофеев. Наиболее яркое и полное выражение его политические идеи получили в произведении «Временник», которое В. Ключевский охарактеризовал как политический трактат, обнаруживающий в своем содержании исторические идеи и политические принципы целой эпохи.

Во второй половине XVII века центральное место в политической проблематике занимают вопросы главенствующей роли Русского государства в сплочении славян, преимуществ абсолютной власти просвещенного монарха, повышения авторитета царя, заботящемся о благе своих подданных, необходимости укрепления международных связей. Они нашли свое отражение в политическом трактате Юрия Крижанича – «Политика», в произведениях Симеона Полоцкого – «Жезл правления», «Вертоград многоцветный», в работах Афанасия Ордина-Нащекина.

На протяжении IХ-XIV, XV-ХVII вв. на Руси были заложены и оформились основы политического мышления. Историческое значение выдвинутых и оформленных в эти  века философско-религиозных и политические идей, взглядов и суждений отечественных мыслителей состоит в том, что они стали духовной и нравственной основой для дальнейшего развития самобытной политической мысли, выдвижения и обоснования новых политических идей и учений.

2. Политические идеи в России в XVIII- начале XX вв.

На рубеже XVII- XVIII веков Россия вступила в новый этап своего развития, одной из особенностей которого явилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Процесс оформления абсолютной монархии завершился в первой четверти XVIII века, во время царствования Петра I. В этот период идейное обоснование принципов абсолютизма, самодержавия как формы государственного правления стало главным в русской политической мысли.

Наиболее видными политическими мыслителями первой половины XVIII в. были теоретики «гнезда Петрова» (А.С. Пушкин): Феофан Прокопович (1681-1736) – автор «Слова о власти и чести царской», «Регламента или Устава Духовной Коллегии»; Василий Татищев (1686-1750) – создатель «Истории Российской с самых древнейших времен»; Иван Посошков (1652-1726) – автор «Книги о скудости и богатстве» и др. Будучи сторонниками идеи просвещенного абсолютизма они рассматривали государство в качестве гаранта общественного блага, как силу, обеспечивающую «общенародную пользу» и способную «внимать разуму подданных». В то же время они понимали, что в условиях отсутствия демократических институтов, все преобразования в стране могли осуществляться только сверху, «от царя». Реформы приобретали силу закона лишь тогда, когда они были санкционированы верховным обладателем власти - государством. Несогласие с государственной властью и издаваемыми  ею законами не допускалось, носитель верховной власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые его действия оправдывались государством. Вместе с тем «просвещенный абсолютизм», по мнению Ф. Прокоповича, не может отождествляться с произволом верховного правителя.

Во времена правления Екатерины II (вторая половина XVIII в.) происходят процессы разложения феодализма и начала формирования капиталистического уклада, нарастают противоречия между дворянством и крестьянами. Крестьянские восстания заставили задуматься передовых людей России о судьбах страны, побудили их критически оценить существующие государственный строй и уклад общественной жизни. Все это приводит к идейной поляризации политической мысли. Утверждаются несколько ее течений: консервативно-аристократическое, либерально реформаторско и радикальное.