Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 7

Процесс развития политической мысли в России в конце XIX начале ХХ веков дополнился появлением на политической арене отечественных марксистов и их идей, которые развиваются в условиях идейно-политической борьбы с традиционными доктринами консерватизма и либерализма. Ставший известным сначала в народнической окраске, марксизм стал затем течением в среде демократической интеллигенции и городских рабочих. Они потеснили приверженцев идеалов народников, а в начале XX века неонародников (эсеров). Отцом русского марксизма считается Георгий Валентинович Плеханов, прошедший трудный путь от народничества к марксизму.

Российская социал-демократия, стоявшая на платформе марксизма, раскололась в 1903 году на два течения – большевизм и меньшевизм. Наиболее яркими выразителями идеологии большевизма стали Владимир Ильич Ленин (1870-1924 гг.), Николай Иванович Бухарин (1888-1938 гг.) и Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953 гг.). В своей первой крупной работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» В.И. Ленин определил марксизм как революционное учение. Он призывал к беспощадной борьбе с буржуазной демократией, реформизмом и либерализмом. Идеология меньшевизма была отражена в трудах Г. Плеханова (1856-1918 гг.), Ю. Мартова (1873-1923 гг.) и других. Они делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти долгий и трудный путь капиталистического развития.

Идеи марксизма захватили известнейших представителей передовой русской интеллигенции, таких как Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк, М. Туган-Барановский и др., которые стали основателями такого его направления, как легальный марксизм, которое окончательно оформилось в 90-е годы XIX  века. Они критиковали революционный (ортодоксальный) марксизм, поддерживая лишь те его положения, которые обосновывали неизбежность перехода от феодализма к капитализму, отвергая социализм как закономерное следствие объективного процесса экономического развития общества. Критикуя идеалы русского радикализма, они предложили свою программу, которая содержала главным образом положения этического свойства: признание интеллигенцией ответственности за происходящие в обществе процессы, необходимость самосовершенствования личности, эволюционное изменение социально-экономических и политических условий под влиянием духовных факторов.1 Они считали, что необходимо отказаться от политических крайностей в трактовке идей марксизма, реализация которых возможна лишь путем осуществления пролетарской революции.

Борьба идей привела нашу страну к первой русской революции 1905-1907 гг. и созданию думской монархии. В дальнейшем идеология большевизма стала основой развития революционного радикализма, а революции 1917 года надолго определили ее доминирующую политическую роль, что окончательно развело сторонников других концепций дальнейшего развития России на множественные, порой непримиримые, идеологические позиции. Их неоднозначное восприятие обществом, отсутствие порой четких и ясных путей практической реализации, во многом определило развитие основных направлений российской социально-политической мысли в XX веке.

3. Идейно-политическая доктрина в СССР.

Эволюция отечественной политической мысли после Октябрьской революции 1917 года, была связана с реализацией на практике политической концепции большевизма, выработанной его идеологами и, в первую очередь, В. Лениным. Идейную основу этой концепции составило учение о классах и классовой борьбе, классовой природе государства, разработанное К. Марксом. Положения этого учения В. Ленин и его соратники использовали для обоснования необходимости диктатуры пролетариата в России, создания нового механизма власти.