Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 3

В XV- начале XVI веков в политической мысли оформились два направления, которые получили названия «нестяжательство» и «стяжательство» (иосифлянство). Споры между сторонниками этих направлений были вызваны проблемами экономического положения церкви и ее владельческих прав, секуляризации монастырских земель, определения роли церкви в жизни общества. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны. Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский, проповедуя отрешение человека от всяческих страстей (чревообъедания, блуда, сребролюбия и т.д.) выступал за запрет участия церкви в деятельности государства, ограничение ее роли только духовной областью жизни общества. Учение Н. Сорского было развито его учениками и последователями. Среди них необходимо отметить Максима Грека и Феодосия Косого, которым удалось придать учению более яркий социальный и политический смысл. Иосифляне, идейную позицию которых разработал Иосиф Волоцкий, напротив отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. И.Волоцкий первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушениями предъявляемых к ней требований, предлагал отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом. Его критические взгляды на личность правителя открыли возможность осуждать и критиковать действия венценосной персоны. Правда, в дальнейшем, когда царствующий в это время Иван III переориентировался в своих действиях на прочный союз с церковью, И. Волоцкий стал возвеличивать его личность и доказывать необходимость безоговорочного подчинения  всех верховной власти.

Существенное развитие политическая мысль получила в годы правления на Руси Василия III (1505-1533) и Ивана IV Грозного (1533-1584). В это время закладывались теоретико-рациональные основы практической политики, обоснования необходимости абсолютной власти. В общественном сознании постепенно складывалась политическая идеология централизованного государства, одно из важнейших мест в которой занимал вопрос о роли русского государства среди мировых держав. Вопрос о роли и месте русского государства в мире стал основным в концепции «Москва – третий Рим», которая была сформулирована в письмах псковского монаха Филофеявеликим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Проблемы власти получили дальнейшее развитие в теоретических рассуждениях князя Андрея Курбского, выражавшего интересы бояр и идею ограниченной монархии. Написанная им «История о великом князе Московском» (1573 г.) стала политическим манифестом тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, ответом на позицию Ивана Грозного, отстаивавшего необходимость абсолютной власти государя.

Позиции сильной княжеской и самодержавной власти, политические интересы дворянства отстаивал и Иван Пересветов(XVI в.) – общественный деятель, идеолог служивого дворянства. Он доказывал, наряду с признанием неправомерности произвола бояр, необходимость сильной государственной власти и эффективной системы управления, построенной на новых началах, с опорой на складывающееся сословие служивого дворянства.

Политическим идеям представителей феодальных кругов противостояли сторонники социального и политического освобождения человека. Свои взгляды, навеянные идеализацией раннехристианских общин в качестве образца человеческого общежития, они связывали с полным уничтожением всяческих форм подчинения церкви и государству. При этом желаемые социальные и политические перемены связывались с идеей преобразования церкви и ее институтов. Идеологом такого подхода к организации общественной жизни был Феодосий Косой(сер. XVI в.), идеи которого были признаны властью как ереси. Первоначально еретические движения на Руси («стригольники» и «жидовствующие») ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживали объединительный процесс, шедший параллельно с укреплением великокняжеской власти. Феодосий же, возглавивший вторую волну еретического движения понял, что церковь и политическая власть едины в своих угнетательских стремлениях.