Среди многочисленных деятелей русского зарубежья особая роль в развитии русской политической мысли принадлежит Петру Струве (1870-1944 гг.) и Питириму Сорокину (1889-1968 гг.). П. Струве, стоявший у истоков российской социал-демократии, а затем перешедший в лагерь сторонников государственного либерализма, развивал идеи об особой культурной роли интеллигенции в ее взаимоотношениях с государством, а также о роли государственности. По его мнению, государство – такой «организм», который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины – основному условию государственной жизни. Он призывал «пойти на выучку к капитализму», с тем, чтобы содействовать культурному развитию России. После 1917 г. П. Струве критиковал коммунистический политический режим, но не ратовал за восстановление дореволюционных порядков. Он был за установление подлинно нового порядка с «прочно огражденной свободой лица и сильной правительствующей властью».
П. Сорокин в историю мировой науки в большей мере вошел как один из основателей современной социологии. После высылки из советской России (1922 г.) он особое внимание сосредоточил на проблемах социальной организации, дезорганизации и реорганизации, что позволило ему исследовать причины происходящих в обществе социальных, в том числе и политических, перемен. Он считал, что преобладающая в данную эпоху система представлений («истин», ценностей) образует основополагающую детерминанту для социокультурной динамики, именно она определяет общую природу данного искусства, философии, религии, этики, экономики и политических отношений. В середине 40-х гг. он высказывает и обосновывает мысль о том, что фундаментальные идеалы двух обществ (капиталистического и социалистического) созвучны. В соответствии с этим, и опираясь на циклические закономерности великих революций, он делает предположение, что после деструктивной фазы (упадка коммунизма) настанет период роста новой, жизнеспособной России.
С приходом к власти И.В. Сталина , формированием основ тоталитарного политического режима, начиная с середины 20-х годов XX столетия, всякий идейный плюрализм в общественной отечественной мысли был постепенно «свернут». В. Сталин взял на себя в течение почти трех десятилетий роль безусловного охранителя и толкователя ленинских идей. Свою позицию он выражал в тезисе «ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» и затем уточнял «…основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Тексты, вышедшие из-под пера Сталина, как правило, несли на себе печать явного догматизма, положения и идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина использовались им как непререкаемые истины, неподвластные объективному изменению временем.
Особое внимание в теоретической деятельности И. Сталина уделялось обоснованию места и роли насилия в организации и осуществлении диктатуры пролетариата, как правящего класса в социалистическом обществе. Он считал, что насилие в любых ситуациях является имманентно присущим признаком диктатуры пролетариата. Определяя диктатуру пролетариата в качестве основного вопроса ленинизма, Сталин максимально использовал это для укрепления культа власти в послеоктябрьской России. Будучи незаурядным политическим деятелем, на практике он прибегал к популизму, понимая, что поддержку массы можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовыми партийцами, обыкновенными гражданами.
В теоретической деятельности И. Сталин особое место занимало определение статуса и функций коммунистической партии. Он определял ей роль «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. В Конституции СССР 1936 г. была юридически закреплена монопольно-руководящая роль коммунистической партии, ее диктатура в советском обществе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.