В период тоталитарного правления И. Сталина вряд ли можно вести речь о существовании каких-либо иных социально-политических концепций, связанных с поиском альтернативного пути развития общества. Всякие попытки выработать иную, отличную от официальной партийной, идейно-теоретическую точку зрения сразу пресекались жесткими мерами.
Смерть И. Сталина в 1953 году стала определенным рубиконом в развитии политической мысли в Советском Союзе. Предпринятые политическим руководством страны попытки определенной демократизации общественных отношений, смягчения политического режима и идеологической ситуации в обществе, создали условия и возможности для расширения рамок политологических исследований, позволили выйти на более высокий уровень обсуждения теоретико-методологических проблем политической науки, выяснения ее роли в преобразовании социальной действительности. Однако и в это время политическая мысль принципиально оставалась под определяющим влиянием марксистско-ленинской идеологии, а дискуссии вокруг дальнейших путей развития Советского государства и общественно-политического устройства страны не выходили за рамки партийно-государственной доктрины.
Вплоть до середины 80-х гг. в основе идейного обоснования путей социально-экономического и политического развития страны лежала теория общественно-экономической формации, составной частью которой было учение о социализме как первой фазе коммунизма. В дальнейшем это учение развивалось в рамках концепции развитого социализма, идеологи которого утверждали, что развитое социалистическое общество – это целостная, комплексно и всесторонне развивающаяся на собственной основе система, которая располагает гигантскими возможностями и преимуществами перед капитализмом1.
Со середины 80-х гг. предпринимается попытка демократизации советского общества, процесс которой возглавил Генеральный Секретарь ЦК КПСС, а в дальнейшем и Президент Советского Союза, М. С. Горбачев. Им была выдвинута идея коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности общества на основе перехода от прежнего философско-догматического политического видения мира к его рациональной оценке и осмыслению, с учетом существующих исторических реалий. Такое видение мира получило название «нового политического мышления» и представляло собой систему идей, взглядов, ценностей, отражающих целостность, взаимозависимость и взаимообусловленность, сложившегося к концу XX столетия противоречивого мира. Оно предполагало осознание необходимости взаимодействия народов и стран в интересах их выживания в ядерный век, представляло собой методологию формирования международных отношений, обеспечивающих складывание ненасильственного, демократического мирового сообщества.
После распада СССР, начался процесс деидеологизации российской политической мысли, который был обусловлен ее глубокой интеграцией в мировую политическую науку. Появилась вариативность политических идей, теорий, концепций, объясняющих политическую действительность, место и роль в ней российского общества. Для отечественной политической науки открылись новые горизонты познания политической сферы общества, политики, политической власти, взаимоотношений общества и государства. Политическая мысль, освободившись от тотального партийного контроля, значительно расширила границы своего научного поиска, объектно-предметного поля исследований. Политическая мысль в России устремилась к более детальному исследованию возможностей либерализации общественных отношений, приобщения общества к мировой системе ценностей. В это время, на фоне резкого обострения ранее накопленных проблем, возникновения совершенно новых, неизвестных российскому обществу трудностей, связанных с капитализацией общественных отношений, происходит резкая поляризация сторонников различных политических концепций. На арене политических баталий появляются идеологи и приверженцы различных политических течений от демократических до ультрарадикальных. Спектр их суждений и идейно-политических позиций охватывает всю палитру существовавших когда-либо политических теорий, учений, концепций, от апологического характера, оправдывавших существование исторически сложившихся политических форм и институтов, до социально-политических утопий и анархизма, отрицавших необходимость любого управления, любой государственности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.