Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 2

В XII веке социально-политические идеи Иллариона получили свое развитие в сочинениях летописцев и Великого князя Владимира Мономаха. Летописец Нестор,в «Повести временных лет» (1113 г.), описал события политической истории раннефеодальной Руси, дал характеристику русским князьям. Центральная идея «Повести…» – единство Земли Русской, согласие между властью и народом, независимость государства. Своеобразным содержанием отличается «Новгородская летопись» (1136 г.), отразившая антикняжеские настроения людей. В ней, при сопоставлении значения власти князя и власти веча, предпочтение отдавалось последней. Размышления В. Мономаха о политической жизни на Руси были отражены в его трудах: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» и т.д. В них затрагивался большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы правосудия, единство русской земли. Наиболее отчетливо политические взгляды Мономаха на проблемы ответственности великого князя перед подданными, за управление страной, целесообразность ведения военных действий, отражены в «Поучении…» (1125 г.). Идеи и мысли В.Мономаха оказали огромное влияние на формирование общественного мнения, оценить значение которых русский народ смог только после его смерти, когда начался процесс разрушения единого государства.

Идеи сильной княжеской власти, призывы к единению во имя совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю, были заложены и в содержании древнерусских летописей «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» (ХI-ХII вв., авторы не известны).В дальнейшем, эти идеи разрабатывались в русской политической мысли в течение многих веков.

В период, предшествующий монгольскому завоеванию Руси, примерно в конце XII начале XIII вв., появляются произведения, содержание которых было наполнено размышлениями о завоевательных походах монгольского государства и угрозе его нашествия на русские княжества. Одно из таких произведений – «Моления» Даниила Заточника (1229 г.), выражало взгляды автора на принципы осуществления великокняжеской власти и способы ее укрепления. Он высказывал идею о том, что единовластие князя, при ограничении полномочий местных феодалов, будет способствовать решению главной задачи того времени – объединению всех русских земель. Князь, в своей политике, должен опираться на людей среднего достатка, укреплять свою власть для преодоления внутренних раздоров и подготовки страны к обороне от завоевателей.

Во второй половине XIII- начале XIV веков в различных источниках («хожения», «поучения», «послания» и т.п.) появляются идеи политического плана, связанные с осмыслением татаро-монгольского нашествия и его последствий. Главным в их содержании было осуждение междоусобных распрей князей, предательства и услужничества некоторых из них Золотой Орде, распространение идеи «собирания русских земель». Вопросы патриотизма и восстановления независимости были отражены в таких источниках, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», в Лаврентьевской, Радзивилловской и других летописях.

Важнейшими политическими итогами XIV- начала ХVI веков стали освобождение Руси от монгольского ига и преодоление феодальной раздробленности русских земель, их объединение вокруг Московского княжества. В центре проблем политической жизни оказались вопросы верховной власти и ее организации, формирования сословно-представительной монархии и определения ее роли в общественном развитии, развития внешнеполитических связей. Размышления о них содержались в Общерусском летописном своде 1408 г., Троицкой летописи, сводах (хрониках) 1418 и 1472 гг.