Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Политические идеи в России в XVIII-начале XX вв. Идейно-политическая доктрина в СССР, страница 8

Основу ленинского подхода к государству и власти составило положение о классовости, как неотъемлемой черте такого социального образования как общество. Политическая власть рассматривалась им как диктатура экономически господствующего класса. В. Ленин считал, что пролетариат, разрушив буржуазную государственность, должен на ее месте создать свой, принципиально новый тип государственности. Создание новой государственности виделась им не только в сломе бюрократических и военных институтов, ликвидации репрессивного аппарата, замене ключевых постов управления государства, но и в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства общества.

Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть, по мнению В.И. Ленина, Республика Советов, которая сочетает черты государственности и общественной организации, соединяющей элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. В то же время, деятельность Советов должна постоянно контролироваться со стороны большевистской партии: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков».

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, о его экономических функциях, территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. В тоже время, он являлся сторонником отмирания государства, «…ибо в обществе без классовых противоречий (каковым Ленин мыслил будущее коммунистическое общество) государство не нужно и невозможно». Окончательное отмирание государства В.И. Лениным связывалось с рядом социально-экономических и культурных условий: высочайшим развитием производительных сил, воспитанием «нового» человека, исчезновением социально-антагонистических отношений и т.д.[1]

Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина о политической организации общества, по сути, стали основой государственной идеологии, утвердившей руководящую роль в общественном развитии, сначала партии большевиков, а затем Коммунистической партии Советского Союза, общие принципы организации политической жизни советского общества. Разработка и реализация этой идеологии осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. Так до середины 30-х гг. XX столетия, наряду с официальной марксистско-ленинской идеологией, в политической жизни страны возникали отличные от нее идейно-политические платформы, идеологами которых были Л. Троцкий, Н. Бухарин, Л. Каменев и другие. Кроме этого, различные идейно-политические концепции разрабатывались русскими эмигрантами и советскими диссидентами, в которых давалась оценка, сложившегося в России политического строя, выдвигались идеи по поводу его переустройства и перспектив политического развития. Среди них можно выделить взгляды «сменовеховцев», получившее свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 года. «Сменовеховцы» выступали как сторонники «национал-большевизма», отстаивали национальный характер русской революции, укрепление России как великой державы, расширение ее влияния на Восток. Наиболее видным их представителем являлся Н. Устрялов. Следует отметить также идейные течения «евразийства» (Н. Трубецкой, Л. Карсавин, П. Савицкий, П. Сувчинский), «неомонархизма» (И. Ильин, П. Флоренский), «христианского социализма» (С. Булгаков, Г. Федотов). В своих работах «евразийцы» отстаивали ведущую роль православной идеологии, самобытность России как евразийской державы. Неомонархисты разрабатывали концепцию правового обоснования сильной власти (монархии). С идеалами православия связывали свои надежды о будущем Отечества сторонники христианского социализма. Господствующую же идеологию в этой среде составляли идеи антикоммунизма, которые особенно ярко выразились в раннеэмигрантском творчестве Н. Бердяева и С. Франка, сторонников теории социального иерарахизма.2