Датчик профиля может иметь контакт со всеми эталонами кроме звуковых систем. При изменении профиля поверхности датчик реагирует на это изменение и посылает электрический сигнал на панель управления асфальтоукладчика. Сигнал, в свою очередь, затем посылается на тяговые точки с любой стороны асфальтоукладчика, и их уровень изменяется в соответствии с изменением, на которое отреагировал датчик профиля. При использовании звуковой или неконтактной системы, применяемый для этой цели преобразователь посылает звуковой импульс на эталон – натянутую проволоку, перемещаемый (мобильный) эталон или существующую поверхность покрытия. Когда звуковой импульс достигает эталона, часть импульса отражается назад к преобразователю, который также является приемником. Измеряется время, требующееся для прохождения звука до эталона и назад, и по скорости звука определяется расстояние. Тем самым, контролируется уровень тяговых точек без использования датчика, фактически контактирующего с самим эталоном. В одной из звуковых систем применяется «рабочее окно», чтобы система не делала большого изменения уровня тяговых точек при получении ложного сигнала. Это окно представляет собой плюс или минус 61 мм от уровня эталона. Если расстояние, измеряемое звуковой системой, больше диапазона окна, датчик профиля переключается на ручной режим, и изменений тяговых точек не происходит.
Использование натянутой проволоки, как показано на Фото 16-3, обеспечивает укладку наиболее гладкого асфальтового покрытия сзади разравнивающего бруса асфальтоукладчика. Этот эталон изготавливается из проволоки или капронового шнура.
Фото 16-3 Натянутая проволока для контроля профиля поверхности
Такой метод представляет наиболее подходящий эталон для тяговых точек асфальтоукладчика, дающий возможность очень точно выравнивать предварительно определенный профиль поверхности при условии правильной установки рычагов управления.
Однако использование натянутой проволоки имеет ряд недостатков, которые могут отрицательно воздействовать на получение улучшенной гладкости покрытия. Во-первых, уровень натянутой проволоки должен быть установлен обслуживающей бригадой. Точность уровня натянутой проволоки и окончательная гладкость покрытия непосредственно зависят от тщательности натяжки. Если профиль, установленный обслуживающей бригадой, неверный, разравнивающий брус будет дублировать эту ошибку на поверхности покрытия. На горизонтальных кривых очень трудно использовать натянутую проволоку для контроля профиля нового слоя покрытия. Поскольку проволоку нельзя натянуть на кривой поверхности, необходимо использовать несколько шнуров, чтобы воспроизвести радиус кривой. Это, в свою очередь, требует позиционирования большого количества опор и стержней, обычно через интервалы от 1,5 до 6,0 м по периметру кривой.
Проволока или шнур должны быть очень туго натянутыми. Обычно проволока поддерживается металлическими опорами или прутками через интервалы порядка 8 м. Проволока сначала закрепляется на одном конце своей длины, а затем натягивается и закрепляется на другом конце. Очень важно, чтобы между опорами не было провисания или слабины. Если проволока натянута не туго, лепесток датчика на асфальтоукладчике, который может двигаться выше или ниже проволоки, будет реагировать на провисания проволоки и дублировать их на новой поверхности покрытия. Даже при использовании туго натянутой проволоки, не всегда удается сохранить проволоку достаточно натянутой для предотвращения небольшого провисания.
Следует отметить, что провисания проволоки не будут дублироваться в точно таком же продольном месте на поверхности дорожного покрытия вследствие замедленной реакции разравнивающего бруса после воздействия на уровень тяговых точек (см. Раздел 15). Когда датчик поверхностного профиля движется по провесу проволоки, положение тяговых точек изменяется. Асфальтоукладчик должен проехать вперед на расстояние, равное пятикратной длине тяги, прежде чем будет полностью изменена толщина покрытия. Таким образом, любое провисание проволоки будет сказываться на поверхности покрытия, но на некотором расстоянии от места провисания.
Другим недостатком проволочного эталона является то, что самосвалы и весь дорожно-строительный персонал должны быть за пределами проволоки и ни в коем случае не касаться ее. После установки проволоки на нужном уровне, она должна оставаться нетронутой как до, так и после прохождения датчика по проволоке. Любое изменение уровня проволоки отразится на изменении входа датчика и движении тяговых точек на выравнивающих рычагах асфальтоукладчика.
При правильно установленной и натянутой проволоке покрытие, укладываемое асфальтоукладчиком, оборудованным автоматическим управлением разравнивающим брусом, может быть очень гладким и на необходимом уровне, в основном, благодаря большой протяженности используемого эталона по сравнению с более ограниченной длиной перемещаемого эталона Однако если гладкость поверхности или соответствие с предварительно определенным профильным эталоном не столь важны, как на взлетной полосе аэродрома, где требуется постоянный продольный и поперечный профиль, сомнительно, чтобы для укладки обычного асфальтового покрытия были оправданы дополнительные затраты на установку и поддерживание натянутой проволоки. Поэтому, на подавляющем большинстве дорожно-строительных объектов натянутая проволока не применяется.
Передвижной эталон
Разные изготовители асфальтоукладчиков используют различные типы передвижных эталонов с целью удлинения относительной колесной базы для автоматической системы управления разравнивающим брусом. Однако принцип действия этих эталонов практически один и тот же. Целью передвижного эталона является усреднение отклонений существующей поверхности покрытия на расстоянии, которое больше колесной базы самого тягача.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.