Независимо от способа, используемого для уплотнения продольного стыка, степень плотности в этом месте обычно, по меньшей мере, на 2% ниже средней плотности, которая достигается на основном участке покрытия. Это различие объясняется, главным образом, тем, что первая дорожная полоса имеет неограниченный (свободный) край, склонный сдвигаться в боковом направлении. Даже если свободный край первой полосы уплотнен, позволяя катку перекрывать край, плотность на стыке будет все же меньше плотности, достигаемой на основном участке покрытия. Если по спецификации требуется конкретная степень плотности стыка, величина теоретической максимальной плотности смеси на стыке должна быть меньше плотности, требующейся для остального покрытия.
Клиновые стыки
Если дорожное движение пересекает продольный стык до завершения строительства второй дорожной полосы, некоторые заказчики ограничивают уплотненную толщину укладываемой асфальтовой смеси. В таких случаях может понадобиться клиновой стык.
Клин обычно образуется во время первого прохода асфальтоукладчика за счет присоединения металлической формы к концевому затвору разравнивающего бруса асфальтоукладчика. Степень клинового уклона обычно изменяется от 6:1 до 12:1 от горизонтального до вертикального. Поверхность клина должна иметь выемку с тем, чтобы непосредственно в стык могло быть уложено достаточное количество материала для уплотнения во время второго прохода. Формирование клина не вызывает особых проблем.
Поперечный уклон клина отличается от уклона магистрального покрытия. Кроме того, клин очень узкий. Поэтому, очень трудно достичь адекватной плотности на асфальтовой смеси в клине до укладки смежной дорожной полосы. Если катки, используемые для уплотнения остальной ширины покрытия, применяются для уплотнения клина, может произойти закругление края. Это, в свою очередь, существенно затрудняет выравнивание поверхности стыка при возведении следующей дорожной полосы.
Для уплотнения смеси в клиновом стыке использовались небольшие катки различных типов. На Фото 17-17 показана одна из таких попыток. В общем, из-за недостаточного веса катка этого типа невозможно достичь желаемой степени плотности в клиновом стыке. Однако при укладке смежной дорожной полосы теплота размягчает клин, способствуя дополнительному уплотнению.
Другая возможная проблема, связанная со стыками, относится к способности равномерного выравнивания стыка при укладке смежного покрытия. Существуют две причины этой проблемы. Во-первых, если край закругляется во время уплотнения, готовый неровный край будет трудно выравнивать при втором проходе. Кроме того, будет необходимо срезать смесь на новой полосе и пытаться смешивать этот материал со смесью на первой дорожной полосе. В зависимости от размера наполнителя в смеси этот процесс срезания может быть неравномерным. При укладке второй дорожной полосы и объединения смеси с первой дорожной полосой более крупные частицы наполнителя в смеси будут обнажаться в тех местах, где срезается смесь. В результате этого в зоне стыка может быть гораздо более грубая структура поверхности и возможное дробление крупного наполнителя под катками. В условиях дорожного движения может иметь место неравномерная структура покрытия. Вследствие соединения новой смеси со старой смесью в клиновом стыке, эксплуатационные характеристики некоторых клиновых стыков в условиях дорожного движения оказываются ниже желаемых.
Фото 17-17 Уплотнение смеси в клиновом стыке
Одним из способов улучшения эксплуатационных характеристик клинового стыка является исполнение вертикального откоса на краю первой дорожной полосы до формирования клина. В этом случае толщина и размер клина уменьшаются. Обычно одна половина толщины неуплотненного слоя формируется вертикально металлической формой, прикрепленной к концевому затвору на разравнивающем брусе асфальтоукладчика, остальная толщина формируется в клин той же формой. Этот тип клинового стыка имеет несколько преимуществ. Во-первых, поскольку количество смеси в клине уменьшается, в продольном стыке остается меньше смеси с более низкой плотностью, чем во всем клиновом стыке. Во-вторых, вследствие вертикального откоса на верхней части стыка, легче объединяться со смесью на второй дорожной полосе без выполнения срезанного стыка. Вероятность образования разной структуры новой смеси на стыке, тем самым, значительно уменьшается. Кроме того, структура поверхности смеси на стыке будет равномерной, так как смесь не нужно срезать, а крупный наполнитель в смеси не будет крошиться под катками.
Клиновой стык, выполненный с коротким вертикальным откосом, также оказывается хорошим сточки зрения безопасности дорожного движения. Ключом к хорошим эксплуатационным качествам стыка является достижение адекватной плотности. Поэтому, процесс выполнения стыка должен обеспечивать хорошую плотность.
Укладка покрытия уступами
При выполнении укладки двумя асфальтоукладчиками, следующими один за другим на смежных дорожных полосах, исполнение продольного стыка изменяется с тем, чтобы уплотнение свободного края первой полосы запаздывало, пока не будет уложена вторая полоса. Степень нахлестки между первой и второй полосами также изменяется. Расстояние, на которое концевой затвор разравнивающего бруса буксирующего асфальтоукладчика перекрывает неуплотненное покрытие сзади первого асфальтоукладчика, не должно превышать 25 мм. Концевой затвор разравнивающего бруса второго асфальтоукладчика должен быть установлен на том же уровне, что и основание плиты разравнивающего бруса первого асфальтоукладчика. Такая операция не позволит концевому затвору разравнивающего бруса асфальтоукладчика разглаживать смесь, уложенную первым или ведущим асфаьтоукладчиком и изменять структуру поверхности смеси в зоне перекрытия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.