Если оператор асфальтоукладчика не обеспечивает укладки смеси по прямой линии, которая может быть выравнена при следующем проходе асфальтоукладчика, будет очень трудно выполнять длинный продольный стык. Предполагается, что оператор асфальтоукладчика использует прямую линию для направления асфальтоукладчика во время укладки первой дорожной полосы. Кроме того, при использовании удлиняемого разравнивающего бруса его ширина должна быть постоянной. Если удлиняемый разравнивающий брус «вихляет», будет получаться неровный край, который потом будет очень трудно выравнивать.
Уплотнение неограниченного (свободного) края первой дорожной полосы также чрезвычайно важно. Если на первой полосе не достигается нужная степень плотности, стык будет деформироваться при возобновлении дорожного движения. Важно, чтобы каток совершал такое же число проходов по краю первой полосы, что и по остальной ширине покрытия. Край барабанов вибрационных или статических, стальных колес катка должен выступать над свободным краем полосы, по крайне мере, на 150 мм. Такая практика обеспечивает приложение уплотнительного усилия катка на неограниченном (свободном) крае полосы в вертикальном направлении и значительно уменьшает склонность асфальтовой смеси отваливаться по бокам во время уплотнения.
Ни в коем случае край барабанов вибрационных или статических, стальных колес катка не должен находиться только на краю или только внутри свободного края дорожной полосы. В любом из этих положений смесь может отваливаться по бокам при движении катка вперед, особенно, если смесь мягкая. При смещении смеси, уплотнение слоя, примыкающего к свободному краю, не только будет значительно меньше, чем требуется, но вдоль стыка будет также образовываться впадина.
Если в первоначальном положении используется каток с пневматическими шинами, край наружной шины не должен быть на краю или над краем смеси. Наоборот, наружный край шины должен быть внутри свободного края покрытия примерно на расстоянии 150 мм. Это предотвратит закругление края покрытия, предотвратит смесь от развала по бокам благодаря высокому давлению в пневматических шинах и предотвратит излишнюю подборку при прохождении резиновых шин по краю. Уплотнение смеси на свободном крае, затем, должно производиться катком со стальными колесами в вибрационном или статическом режиме.
Важно отметить, что наибольшая масса керновой пробы из продольного стыка для измерения плотности стыка фактически берется из первой полосы дорожного покрытия, но не из второй. Свободный край смеси, которая выходит из концевого затвора на асфальтоукладчике, обычно имеет угол уклона около 60 градусов. На этот уклон затем укладывается смесь на смежной полосе. Однако керновая проба для определения плотности обычно выбуривается сверху стыка, который видим на поверхности покрытия, по половине с каждой стороны линии стыка.
Вырезание стыка
В некоторых случаях перед выполнением продольного стыка между двумя смежными полосами дорожного покрытия вырезается продольный край предварительно уложенной смеси на расстоянии от 50 до 150 мм. Эта операция выполняется режущим диском, который обычно крепится к катку (Фото 17-11), но может быть прикреплено к грейдеру или погрузчику с откидывающимся назад ковшом. Целью данной операции является удаление той части смеси в продольном стыке, которая может иметь меньшую плотность, чем основная часть покрытия из-за отсутствия ограничения смеси в процессе уплотнения. Эта недостаточная плотность обычно вызвана неправильным выступом края катка над свободным краем первой дорожной полосы в процессе уплотнения. При вырезании первой полосы на обнаженную поверхность продольного стыка должно быть нанесено липкое покрытие непосредственно перед укладкой смежной полосы.
Фото 17-11 Режущий диск для выполнения продольного стыка
Во время этого процесса вместо обычного 60-ти градусного откоса в продольном стыке образуется вертикальная грань. Такая практика обычно позволяет увеличивать плотность во вновь уложенном покрытии, смежном с вырезанным стыком. Однако адекватной плотности стыка можно достичь без вырезания продольного стыка, т.е. надлежащим уплотнением первой дорожной полосы, как рассмотрено выше, а также нахлесткой и уплотнением смеси на второй полосе, как рассмотрено ниже.
Нанесение липкого покрытия
Если свободный край первой дорожной полосы не подрезан и смесь вдоль стыка очищена, липкое покрытие, как правило, не обязательно. Несмотря на то, что некоторые заказчики требуют наносить липкое покрытие на край продольного стыка до укладки второй дорожной полосы, многие другие этого не требуют. Липкое покрытие вдоль стыка при нормальном нанесении должно способствовать сцеплению между двумя смежными покрытиями. С другой стороны, нет ясности, что использование липкого покрытия значительно увеличит прочность стыка в условиях дорожного движения. Другая технология оказывает большее влияние на долговечность стыка, чем наличие или отсутствие липкого покрытия.
Нахлестка стыка
Одним из факторов выполнения хорошего продольного стыка между полосами асфальтовой смеси является степень нахлестки между новым и ранее уложенным покрытием. Типовая нахлестка на продольных стыках должна быть в пределах от 25 до 38 мм, как показано на Рис. 17-12. Эта нахлестка обеспечивает достаточное количество материала на поверхности стыка для последующего уплотнения без избытка смеси, которую нужно затем удалять со стыка граблями. Однако при надлежащем исполнении (см. Фото 17-13) шуровка обычно позволяет увеличивать уплотнение на стыке. Слой новой смеси на уплотненной смеси должен быть 6 мм на каждые 25 мм уплотненной смеси. Смесь, подаваемая шнеками к боковым сторонам асфальтоукладчика, напирает на концевой затвор разравнивающего бруса. Однако поскольку шнеки не протянуты на всю ширину разравнивающего бруса, смесь, непосредственно примыкающая к концевому затвору вдоль продольного стыка, гораздо менее плотная, чем смесь, которая проходит под основным разравнивающим брусом или центральной частью удлиняемого разравнивающего бруса. Кроме того, так как смесь в концевом затворе не ограничивается таким длительным периодом времени, как смесь, которая проходит под разравнивающим брусом, она, как правило, менее плотная. И из-за более рыхлой смеси в концевом затворе фактически на стык укладывается меньше смеси. Как следствие этого, многие изготовители асфальтоукладчиков недавно изменили конструкцию концевого затвора для обеспечения большего ограничения смеси.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.