Фото 17-14 Первоначальное уплотнение стыка с холодной стороны покрытия больше не рекомендуется
Использование катка со стальными колесами в вибрационном или статическом режиме для уплотнения продольного стыка обычно приводит к настилу смеси на стыке, и, стало быть, к незначительной плотности из-за недостатка смеси. Плотность вдоль стыка достигается с использованием катка с пневматическими шинами. Наружная резиновая шина такого катка может непосредственно проходить по смеси на продольном стыке. Уплотнительное усилие, прикладываемое этой шиной, значительно увеличивает плотность в этом месте. Тем не менее, при недостатке смеси на поверхности покрытия вдоль стыка еще будет отмечаться впадина. Если необходимо достичь надлежащей плотности стыка, должно быть достаточное количество асфальтовой смеси независимо от типа используемого катка.
Уплотнение с горячей стороны покрытия
Наиболее эффективный способ уплотнения продольного стыка заключается в проходе катка по горячему (новому) покрытию и в нахлестке стыка на расстоянии примерно 150 мм по холодному покрытию. Большая часть веса катка, где это нужно больше всего, приходится на новое покрытие. Смесь на стыке уплотняется в стыковую зону при условии надлежащего слоя новой смеси на стыке.
Уклон вдоль края первой дорожной полосы и более низкая плотность смеси, уложенной рядом с концевым затвором асфальтоукладчика, обеспечивают объем, требующийся для смеси вдоль стыка без образования бугра на стыке. Для уплотнения продольного стыка может быть использован любой тип катка (каток со стальными колесами в вибрационном или статическом режиме или каток с пневматическими шинами) при условии, что уровень смеси на стыке выше уровня холодного покрытия и что новая смесь еще горячая. На Фото 17-15 показано уплотнение продольного стыка катком с пневматическими шинами.
Иногда первый проход катка выполняется краем катка, отстоящим примерно на расстоянии 150 мм от продольного стыка (см. Фото 17-16), в надежде, что смесь будет сталкиваться катком к стыку и, таким образом, будет достигнуто более прочное уплотнение. Однако, если укладываемая смесь достаточно стабильная, каток не должен сдвигать материал сколько-нибудь значительно в боковом направлении. Поэтому, при правильном подборе смеси этот способ уплотнения стыка не дает преимуществ первого прохода катка на расстоянии 150 мм от стыка. Даже если смесь мягкая, все равно этот способ уплотнения неэффективен. Если смесь сдвигается катком в боковом направлении, расчет смеси должен быть пересмотрен для выявления производства более стабильной смеси.
Фото 17-16 Уплотнение краем катка
на расстоянии 150 мм от стыка
Фото 17-15 Уплотнение продольного стыка
катком с пневматическими шинами
Если смесь действительно сдвигается к стыку, вдоль него будет присутствовать избыточная смесь в виде бугра, что ведет, в свою очередь, к недостатку смеси с наружного края барабана катка между катком и стыком. Когда каток уплотняет смесь на стыке, барабаны будут перемещаться по избыточной смеси, пытаясь сталкивать смесь туда, откуда она ушла. При такой операции степень плотности на стыке может быть очень изменчивой.
В заключение следует отметить, что первый проход катка на некотором расстоянии от стыка не дает преимуществ. Перекрытие катком смежного старого покрытия обычно является наиболее эффективным способом захвата катком всей ширины покрытия. Кроме того, способ нахлестки обеспечивает более равномерную степень уплотнения на продольном стыке, чем первый проход катка на некотором расстоянии от стыка.
Уплотнение с холодной стороны покрытия
В прошлом широко применялось первоначальное уплотнение продольного стыка с холодной (предварительно уложенного покрытия) стороны стыка, как показано на Фото 17-14. При использовании этого способа большая часть веса катка приходится на холодное, уплотненное покрытие. Лишь около 150 мм ширины катка идет по свежему покрытию, уплотняя смесь вдоль стыка. Основная часть уплотнительного усилия теряется, так как каток, главным образом, прикладывает уплотнительное усилие к уже уплотненному асфальтовому покрытию.
Во время прохождения катка по холодной стороне продольного стыка смесь на горячей стороне стыка, а также остальная смесь в укладываемом слое охлаждается. В зависимости от условий окружающей среды и толщины укладываемой смеси, уплотнение стыка с холодной стороны часто препятствует достижению желаемой плотности по всей ширине покрытия.
Поводом для уплотнения стыка с холодной стороны часто служит то, что этот способ позволяет каткам «сжимать» стык, чтобы достигалась большая степень плотности. Один край барабана катка находится на новой смеси, тогда как другой край контактирует со старой смесью на некотором расстоянии от первой дорожной полосы. Таким образом, больший веса катка прикладывается к новой смеси, которая, очевидно, будет иметь более высокую плотность. Однако последние исследования показали, что такую же плотность можно достичь на продольном стыке при первоначальном уплотнении, как с горячей, так и с холодной стороны. Поскольку более эффективно уплотнять все покрытие, а также стык с горячей стороны, уплотнение с холодной стороны не рекомендуется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.