Автоматическое управление разравнивающим брусом, страница 13

Рис. 17-12 Увеличение толщины                      Фото 17-13 Шуровка продольного стыка            

неуплотненной смеси на продольном

стыке

Проблема, возникающая при выполнении продольного стыка, это избыточная степень нахлестки (перекрытия) разравнивающего бруса ранее уложенного покрытия. Эта проблема связана с тем, что оператор разравнивающего бруса имеет концевой затвор, подвешенный слишком далеко над первой дорожной полосой. Проблема может также возникнуть, в частности, из-за неровного или волнистого продольного края на первом проходе асфальтоукладчика. Поскольку избыточную асфальтовую смесь нельзя сталкивать на уже уплотненное покрытие первой дорожной полосы, ее обычно сгребают на новое покрытие. Если продольный край первой полосы прямой и если применяется правильная нахлестка, степень шуровки будет минимальной. Значение укладки нужного количества смеси в нужное место при выполнении долговечного стыка невозможно переоценить. Если степень нахлестки первой полосы правильная (не более 40 мм на поверхности стыка) и если слой смеси приемлемый (не более 6 мм на 25 мм толщины уплотненного покрытия), тогда не будет избыточной смеси, которую нужно сталкивать со стыка на новое покрытие. Небольшое количество смеси, которая перекрывает первую дорожную полосу, легко перейдет на стык во время уплотнения.        

Шуровка стыка

Некоторые полагают, что необходимо всегда выполнять шуровку продольного стыка. Однако как рассмотрено выше, если нужное количество смеси уложено в нужное место, там шуровка будет минимальной. Шуровка может, конечно, потребоваться при укладке поворотов на проезжей части дороги, устройстве перекрестков или когда необходимо выравнивать уровни дренажных сливов и люков. Однако, как рассмотрено ранее, шуровка ни в коем случае не должна быть излишней, а количество перемещаемой смеси должно быть постоянным, особенно вдоль продольного стыка.

Одни полагают, что работающий граблями должен делать «бугор» на стыке, перемещая смесь с поверхности первой полосы на новое покрытие непосредственно через стык, оставляя на нем небольшой холмик присыпанной смеси для уплотнения катками. Если на стыке остается слишком много материала, каток будет уплотнять бугор, а не примыкающую смесь, которую также нужно уплотнять. И поскольку избыточной смеси некуда деваться, после уплотнения вдоль стыка обычно остается небольшая возвышенность. Кроме того, если количество перекрываемой смеси на первой дорожной полосе не постоянное, объем образованной возвышенности будет переменным, и эта изменчивость будет также влиять на постоянство плотности и гладкости стыка. Избыточная смесь на стыке, поэтому, не рекомендуется.

Шуровка, как правило, выполняется неравномерно. Грабли обычно применяются для сталкивания смеси с первой полосы на новую. Иногда смесь оставляют лишь на небольшом расстоянии от стыка, в другое время ее отбрасывают на половину ширины новой дорожной полосы. Если смежная полоса перекрывается слишком далеко и слишком много смеси остается на старом покрытии, избыточный материал должен быть убран со стыка вместо сталкивания на новую смесь. Избыточную смесь не рекомендуется рассеивать по новой полосе, ее нужно подбирать и отправлять в отходы, а еще лучше не укладывать на поверхности первой полосы с самого начала.

Работающий граблями обычно помещает грабли или шаблон плоской стороной на существующую поверхность покрытия, снаружи края новой смеси на поверхности первой полосы. При движении грабель поперек смеси и по поверхности стыка вся смесь счищается с существующего покрытия и сталкивается на новое покрытие.

Поскольку рабочий не поднимает грабли на стыке, а действует ими взад и вперед непрерывными качающимися движениями, смесь на стыке почти отсутствует. Смесь, которая должна была быть уложена и подготовлена для уплотнения вдоль стыка, теперь частично находится на новом покрытии. В большинстве случаев уровень неуплотненной смеси, примыкающей к стыку на новом покрытии, имеет тот же уровень, что и уплотненная смесь на другой стороне стыка. В некоторых случаях со стыка сгребается настолько много смеси, что на нем образуется впадина даже до начала уплотнения смеси. При возникновении одной из этих проблем становится невозможным получить требуемую степень плотности на стыке, так как на стыке недостаточно смеси для уплотнения катками. Более того, когда смесь, которая сталкивается с продольного стыка, остается на новом асфальтовом покрытии, она изменяет структуру поверхности покрытия там, где остается. В зависимости от градации укладываемой смеси результатом может быть существенное различие структуры покрытия от одной стороны полосы до другой.

Излишняя шуровка продольного стыка крайне нежелательна для его долговременной эксплуатации из-за влияния на плотность вдоль стыка. Превосходные продольные стыки могут быть выполнены с минимальной шуровкой или без таковой при условии надлежащей степени нахлестки новой смеси на уже уложенном покрытии. Поэтому, не рекомендуется  производить шуровку продольного стыка, если можно добиться нужной нахлестки и уплотнения.

Уплотнение продольного стыка

Если уровень новой, неуплотненной смеси такой же или ниже уровня уплотненной смеси на смежной полосе, катки со стальными колесами не смогут хорошо уплотнять смесь вдоль стыка. Независимо от первого прохода катка по горячей стороне стыка или по холодной стороне (Фото 17-14), часть веса барабанов катка будет приходиться на уже уплотненное покрытие. В результате этого каток будет проходить по смеси на стыке, оставляя его большей частью неуплотненным или частично уплотненным. Таким образом, уровень смеси на продольном стыке должен быть выше уровня уплотненной смеси примерно на 6 мм на каждые 25 мм толщины уплотненного покрытия при условии выполнения надлежащего уплотнения смеси на стыке.