Современная сущность семейной медицины. Квалификационная модель врача общей практики (семейного врача), страница 8

Говорить сегодня о существовании полноценной системы дошкольно-школьного здравоохранения по меньшей мере некорректно. Дошкольно-школьные отделения детских поликлиник влачат в буквальном смысле жалкое существование ввиду прочно установившегося отношения к ним как выразителям второстепенного, профилактического направления педиатрии. Это не удивительно, ибо является отражением истинного положения вещей в здравоохранении России в целом, где на фоне провозглашённых еще на заре советской власти профилактических принципов, что царствует болезнецентристская парадигма здоровья и его охраны. Обслуживание организованного контингента детского населения (а это почти 80% детей и подростков страны) возложено на участковых педиатров как дополнительная нагрузка к их весьма напряжённой лечебной работе на участке. Сами же дошкольно-школьные отделения представлены в основном заведующими, выполняющими, главным образом, функции медицинских статистиков, концентрирующих информацию о здоровье здоровых детей из детских садов и школ, и нескольких врачей, в подавляющем большинстве пенсионеров, работающих непосредственно в детских учреждениях.

Профилактическая педиатрия определяет несколько условий для обеспечения полноценного роста и развития:

1. Любовь, психологическая поддержка и уважение. В душе ребенка никогда не должно быть сомнения в том, что его любят родители и близкие люди. Не нужно скупиться на слова любви и ласку.

2. Дети всегда должны быть под неусыпным контролем взрослых, нужно обучать их правилам самозащиты, взаимопомощи, безопасного поведения.

3. Материальное обеспечение процесса роста и развития. Неполноценное питание в настоящее время одна из главных причин ухудшения здоровья детей.

4. Стимуляция физического развития. Необходимо стимулировать мышцы, сосуды, костную систему физической нагрузкой. Главной стимуляции требует головной мозг, т. к. без нее происходит рассасывание, формирование зон атрофии и кист в веществе мозга. Нужно стимулировать слух, зрение, развитие речи.

Диагностика среды развития является главным направлением в профилактической педиатрии. Субоптимальность среды должна быть компенсирована совместными  усилиями семьи и медицинских работников, педиатру необходимо иметь в виду, что существует так называемое адаптирующее развитие, стимулирующее приспособление организма для сохранения жизни в предложенных условиях.

Таким образом, здоровье детей либо строится, и это требует больших средств, усилий, культуры, самоотдачи от всего сообщества взрослых, либо разрушается, и это происходит само собой, без затрат и усилий.

Сегодня в России более 30 млн. детей, более 2/3 из них посещают детские сады и школы, проживают в Домах ребёнка и детских домах. Закон «Об охране здоровья граждан РФ» предусматривает оказание плановой медицинской помощи детям в организованных детских коллективах силами дошкольно-школьного врача. Он выявляет заболевших, своевременно освобождает их от занятий, но требуемое лечение уже проводит другой врач - в поликлинике, т.е. работает дошкольно-школьный врач как педиатр, а к лечебному процессу практически не имеет никакого отношения. Но если нас интересует здоровье подрастающего поколения, то основной задачей дошкольно-школьного врача должно быть не просто выявление уже заболевших детей, а недопущение возникновения самого заболевания. А это по плечу только врачу-педиатру - профилактику по своей сути.

Контролировать состояние здоровья населения и управлять им может лишь специалист, обладающий широкими познаниями в области и клиники, и профилактики заболеваний, поэтому без надлежащего знания клинических дисциплин не состояться и врачу-профилактику. Не регистратором болезней должен быть врач этого профиля и не чиновником, погрязшим в бумажной отчетности, а вдумчивым и знающим аналитиком.