Современная сущность семейной медицины. Квалификационная модель врача общей практики (семейного врача), страница 7

Не лучшие времена переживает сегодня и отечественная педиатрия. Реформа российского здравоохранения по принципу семейной медицины рушит наши сложившиеся представления об организации медицинского обслуживания детского контингента. В ней нет места поликлинической (участковой) педиатрии, т.к. функции участкового педиатра передаются семейному врачу. И сегодняшние отчаянные попытки сохранить годами отработанную участковую педиатрическую службу в конечном итоге обречены на неудачу, ибо само понятие поликлинического педиатра не вписывается в концепцию врача общей практики, который призван оказывать вневозрастную медицинскую помощь населению. Данную точку зрения разделяют и чувашские организаторы здравоохранения - пилотного региона, отрабатывающего принципы реформирования ПСМП с помощью канадских консультантов по семейной медицине. Они считают неизбежной трансформацию участковой терапевтической, педиатрической и акушерской службы в общеврачебные практики и групповую практику врачей (акушерско-терапевтическо-педиатрические комплексы - АТПК) как самостоятельные структурные единицы первичного звена здравоохранения.

В действующей концепции семейной медицины ПМСП регламентируется как квалифицированная врачебная по терапии и первая врачебная по педиатрии, акушерству и гинекологии, оториноларингологии, неврологии и другим узким дисциплинам, хотя, как мы уже указывали выше, мы склонны считать, что врач общей практики (семейный врач) обязан уметь оказать квалифицированную врачебную помощь при всех наиболее часто встречающихся заболеваниях человека, независимо от его пола или возраста.

В целом отнесение детских болезней к какому-то специфическому разряду заболеваний выглядит, на наш взгляд, в какой-то мере надуманно. Это, по большому счёту, типичный раздел терапии, оториноларингологии, хирургии и пр. медицинских дисциплин с их особенностями в детском возрасте, так же, как геронтология - общепризнанный раздел терапии с её особенностями в старческом возрасте. По численности же эти контингенты («старый» и «малый») приблизительно одинаковы. Поэтому семейный врач должен уметь оказать квалифицированную врачебную помощь в полном объёме и заболевшим детям, но лишь при наиболее распространённых детских заболеваниях, в первую очередь основных детских инфекциях, простудных заболеваниях, физических отклонениях, свойственных детскому возрасту (нарушения зрения, осанки, свода стопы и пр.). Перечень этих заболеваний и состояний, входящих в компетенцию квалифицированного (полномасштабного) медицинского обслуживания семейным врачом (как и врачом общей практики в его сегодняшнем официальном статусе), должен быть согласован и утвержден в качестве регламента.

В компетенции педиатра-лечебника в условиях семейной медицины должна остаться лишь специализированная врачебная помощь на базе учреждений клинического типа, куда семейный врач будет вынужден обратиться, если встреченный им случай выходит за рамки его компетенции или в ходе проводимого им лечения выявляются какие-то особенности или осложнения, требующие вмешательства узкого детского специалиста (педиатра, окулиста, невропатолога, гинеколога и пр.).

Если с организацией лечебного обслуживания детей всё более или менее складывается в определённую систему, то о профилактическом обслуживании детей предпочитают не говорить. «Хиреет» подрастающее поколение, несмотря на то, что прогрессировала в последнее столетие школьная гигиена, в рамках которой разработана масса различных профилактических мероприятий и средств, касающихся укрепления его здоровья. Но руководить целенаправленной реализацией этих мероприятий в детских учреждениях, по сути, некому, т.к. ещё в СССР, в конце 80-х годов прошлого столетия, мы успешно разрушили только начавшую набирать силу систему педиатрии развития, направленную на медицинское обслуживание здоровых детей в организованных детских коллективах.