4. Координацию работы дошкольно-школьных врачей должна осуществлять сохраняющаяся в структуре городского здравоохранения детская поликлиника, которая в новом качестве (без участковой службы) становится организационным Центром дошкольно-школьной медицины, а также лечебно-диагностическим центром на базе имеющихся клинических лабораторий, кабинетов функциональной диагностики, ЛФК и пр. и дневным стационаром (прежде всего для частоболеющих детей, проходящих превентивное лечение).
5. Финансирование детского здравоохранения должно идти, соответственно, по двум направлениям: на детские поликлиники нового типа и на центры общеврачебной практики по числу приписанных детей по подушевому принципу, на основе частичного или полного фондодержания, с последующим распределением средств по детским учреждениям.
Поликлиники старого типа финансируются ФОМС по посещениям, что абсолютно неприемлемо в поликлиниках нового типа, ориентированных, главным образом, на профилактическую работу со здоровыми детьми. Это очень важный аспект рассматриваемой концепции. Распределение же средств по детским учреждениям делает их распорядителем само детское учреждение, решающее возможные пути их расходования на медицинское обслуживание детей, включая оплату работы врача и медицинских сестер учреждения, а также, возможно, премирование воспитателей, активно участвующих в оздоровлении детей и добивающихся показательных результатов.
Таким образом, по своей сути дошкольно-школьный врач становится своеобразным «семейным врачом» для детского учреждения, наиболее предназначенного для реализации здравоцентристской сути врача общей практики, вооружённого прогностическими подходами, позволяющими своевременно и активно формировать самосохраняющее поведение человека со всеми социальными, психологическими и соматическими привходящими. Это главная парадигма рассматриваемой концепции, принятие которой, несомненно, потребует огромного объёма организационной работы по решению многочисленных частных проблем, связанных с реорганизацией педиатрической службы. Но все они решаемы при сформировавшемся стремлении найти выход из положения, а не обосновывать невозможность разрешения ситуации
По итогам Всероссийской диспансеризации детского населения (2002) картина состояния здоровья детей выглядит удручающей. Осмотрено 30,4 млн. детей (95% детского населения). 32% признано здоровыми (I группа), 52% имеют функциональные нарушения или факторы риска (II группа здоровья), 16% страдают хроническими заболеваниями (III-V группы). Среди городских детей здоровых 36,7%, среди сельских - 29%.
Не вызывает сомнения, что качество лечебного обслуживания детей педиатрами выше, чем семейными врачами, а возможности целенаправленной профилактической работы в детских учреждениях шире, чем в семье. Поэтому «сам бог велел» сосредоточить эту работу именно в руках педиатра-профилактика-лечебника на базе организованного детского коллектива.
На наш взгляд, в современных условиях массовыми профилактическими осмотрами детей, наращиванием объемов помощи в амбулаторном здравоохранении проблему охраны и укрепления здоровья детей решить невозможно. Для улучшения качества необходимо совершенствовать всю систему здравоохранения, процессы, методы работы амбулаторных детских учреждений. Безусловно, необходимы и экономические стимулы к преимущественному развитию первичной медицинской помощи, у нас же до сих пор структура оказания услуг и финансировании ориентирована на помощь в стационаре.
В городских и районных лечебно-профилактических учреждениях фельдшер работает под непосредственным руководством врача и является его помощником. Па фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах фельдшер самостоятельно оказывает доврачебную помощь больным и пострадавшим при несчастных случаях и отравлениях, ведет профилактическую и санитарно-просветительную работу, самостоятельно выполняет медицинские манипуляции по назначению врача, является помощником врача в организации диспансеризации населения, контроле своевременности и полноты профилактических осмотров и госпитализации населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.