Современная сущность семейной медицины. Квалификационная модель врача общей практики (семейного врача), страница 10

На V Конгрессе педиатров России (1999) был однозначно подчёркнут (в который раз!) приоритет педиатрии развития в противовес получившей «лавры первенства» педиатрии болезни. В выступлении проф. И. Воронцова (Санкт-Петербург) было подчёркнуто, что «и интеллект, и социализация, и творчество детей - это не педагогические, а наши, педиатрические проблемы здоровья, это всё производные от нормального соматического здоровья». Он полагает, что ребёнок настолько здоров, насколько оптимально, совершенно его развитие, которое может быть, может отсутствовать, а может идти в обратном направлении (ретардация), чего мы раньше не знали. Физиологическая педиатрия становится генеральной линией развития медицинского обслуживания детей в современных условиях.

Для того чтобы педиатр, наконец, вплотную занялся здоровьем здорового ребёнка, его, на наш взгляд, прежде всего нужно «вынуть» из поликлинической атмосферы, где всё пропитано духом лечебного пособия заболевшему («страждущему»). Его рабочим местом должен стать медицинский кабинет ДОУ, школы, другого детского учреждения, а главным направлением работы - повышение уровня здоровья здоровых детей. Болезнь ребёнка - это прежде всего недоработка врача. Уместно попомнить в данном случае слова великого русского хирурга Н.И. Пирогова: «Даже самая радикальная и успешная операция, которая проведена больному, скорее свидетельствует о несовершенстве медицины, нежели об ее успехах. Хирург в Лонном случае лишь частично исправляет ошибки, которые были допущены в системе профилактических мероприятий».

Недоработки врача в ДОУ или школе должны им самим и исправляться. Поэтому мы считаем необходимым:

1. Перевести сегодняшнего участкового педиатра (вместе с его участковой медицинской сестрой) на работу в детское учреждение, определив его приписным контингентом детей обслуживаемых им учреждений (школа + детский сад, 1000-1200 детей от 1,5-2 до 18 лет). Таким образом, в систему медицинского обслуживания в детском учреждении вовлекается дополнительная медицинская сестра как помощник врача в его профилактическо-лечебной работе, что соответствует принятой на сегодня в семейной медицине пропорции врачебного и среднего медицинского персонала 1:2.

2. Его (теперь уже действительно дошкольно-школьного врача) главной обязанностью считать профилактическое обслуживание детей подведомственных ему учреждений, а также лечение заболевших детей обслуживаемого им учреждениями) на дому с их госпитализацией, при необходимости, в детскую многопрофильную больницу.

Участковый педиатр, пройдя соответствующее дополнительное обучение по превентологии, должен освоить весь объем профилактической работы в детском учреждении и иметь необходимую подготовку для оказания квалифицированной врачебной помощи по всем наиболее распространенным детским заболеваниям, после чего получить сертификат дошкольно-школьного врача (по сути, «семейного» врача-педиатра, семьёй для которого является обслуживаемое им детское учреждение).

3. Обслуживание неорганизованных детей отнести к компетенции семейного врача, в полной мере владеющего знаниями и умениями как профилактического, так и лечебного обслуживания детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста.

К слову сказать, в связи с повышением сегодня профессионального интереса к среднему медицинскому персоналу, включая фельдшеров, рассматриваемому в качестве помощника семейного «рта (приказ МЗ РФ от 20.11.02 г. № 350), последний рассматривается в качестве активного, самостоятельного специалиста, готового к обучению пациента и его родственников, выполнению консультативных и управленческих функций в работе со здоровым контингентом и др., как того требуют Концепция сестринского дела и Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации. Успешное же выполнение обязанностей физиологического патронажа средним медицинским персоналом подтверждается многолетним опытом существования участковой педиатрической службы.