Буланова Е. В.
педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма
(творческая работа)
Содержание работы
I. Введение
II. Информационно-методическое оснащение как система деятельности ИМЦ
2.1. Задачи информационно-методического оснащения
2.2. Объекты информационно-методического оснащения
2.3. Направления информационно-методического оснащения
2.3.1. Накопление информации
2.3.2. Обработка информации
2.3.3. Распространение информации
III. Условия эффективности информационно-методического оснащения
IV. Заключение
V. Список литературы
VI. Приложения
I. Введение
Переход внешкольных учреждений в новое качество - учреждения дополнительного образования - определил их многофункциональность, где в приоритет выдвигаются не только функции воспитания и обучения, но и комплекс социально-педагогических функций (оздоровление и сохранение здоровья детей и юношества, реабилитация и коррекция, социальная поддержка и защита, профессиональная ориентация и др.), что повлекло за собой появление новых требований к организации педагогической деятельности, к профессиональной компетентности педагогических работников.
Обеспечение профессионального роста педагогических кадров системы дополнительного образования выступает, по нашему мнению, ведущей задачей в деятельности информационно-методических центров, кабинетов и различных методических служб, поскольку именно профессиональная компетентность педагога определяет уровень эффективности педагогических процессов и систем, воспитательной и образовательной деятельности, на что в целом и направлена профессиональная методическая деятельность.
В самом общем понимании, педагогический профессионализм характеризуется качеством реализации педагогического предназначения. По мнению А.К. Марковой, профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором “на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников” (15, с. 8). При этом компетентность определяется также соотношением в труде педагога профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональными позициями психологического качества - с другой.
Вопрос о педагогическом профессионализме на сегодняшний день является актуальным для педагогической науки и практики образования, где возникает довольно часто: при аттестации, при контроле и оценке деятельности педагога, при самооценке и самоанализе эффективности своего труда, при методическом анализе деятельности педагога с целью оказания ему методической помощи и т. д. В любой из перечисленных ситуаций, чтобы аналитические выводы были объективными и смогли стать действенным ориентиром для педагога в обеспечении качественного роста педагогического процесса, требуются критерии, показатели эффективности, результативности деятельности педагогических работников. Если для категории школьных работников такие критерии и показатели достаточно четко определены, хотя и в разных научных подходах, то в отношении педагогических кадров системы дополнительного образования этого сказать нельзя. Основные критерии профессиональной деятельности работников учреждений дополнительного образования заложены в должностных характеристиках, квалификационных требованиях, а также в законе об аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей. Однако они носят довольно общий характер и требуют дальнейшей разработки показателей педагогического профессионализма.
Изучением обозначенной проблемы и разработкой параметров и критериев оценки состояния и результатов педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей занимался в течение 1995-97 гг. областной Методический совет, организованный на базе Государственного учреждения дополнительного образования Ярославской области “Центр детей и юношества” (далее - ГУ ЦДЮ). Результатом такой работы стал материал, опубликованный в журнале “Внешкольник” (Яр. обл., 1997, № 2(5), С. 3 - 18), в котором авторский коллектив (в его составе и автор данной работы) представил параметры, критерии оценки и показатели эффективности педагогической деятельности в УДО. (См. приложение № 12). По мнению авторов, эффективность педагога можно рассматривать не только по конечным образовательным результатам (т.е. выраженным в детях, в их знаниях, умениях и навыках, а также в уровне воспитанности, социальной адаптивности и устойчивости), но и по состоянию самой организуемой педагогом деятельности - профессионального взаимодействия с ребенком, где одним из критериев оценки состояния педагогической деятельности является уровень ее обеспечения (обеспеченности).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.