· просмотр содержания материала (беглый или детальный),
· анализ текста с точки зрения содержания и адресности,
· библиографическую обработку и систематизацию,
· аннотирование (краткое или развернутое).
Оформление библиографической записи осуществляется в ИМЦ в соответствии с требованиями высшей аттестационной комиссии.
В том случае, если информация готовится для размещения в компьютерных фондах, материал подвергается модульной и предсистемной обработке в соответствии с требованиями к информационно-педагогическому модулю (см. приложение № 8), разработанными на основе “Концепции создания, функционирования и развития Республиканской сети информационного кругооборота данных о педагогическом опыте и научно-педагогических исследованиях в системе повышения квалификации работников образования” (28, с. 3-20).
Подходы к систематизации информационно-методических фондов
Систематизация - процесс упорядоченного распределения объектов, осуществляемый по сходству или различию присущих им признаков. Систематизация дает возможность упорядоченного хранения информационно-методических материалов, что обусловливает оперативный поиск необходимой информации. Систематизация осуществляется на основе какой-либо классификации, т.е. системы деления материалов по определенным признакам (основаниям).
Так, согласно библиотечно-библиографической классификации (1, с. 7-8), вся информация может быть разделена по отраслям знаний:
* Общенаучные и междисциплинарные знания.
* Естественные науки.
* Техника.
* Сельское хозяйство.
* Здравоохранение.
* Общественные и гуманитарные науки (среди них - наука, культура, просве- щение, психология, искусство).
В.М. Полонский (23, с. 82-83) предлагает следующие основания для классификации источников информации:
1. С точки зрения объема документа:
- книги (более 48 страниц),
- брошюры (5 - 48 страниц),
- листовки (1- 4 страницы).
2. С точки зрения знаковой природы информации:
- текстовая,
- нотная,
- картографическая,
- изоинформация.
3. По целевым функциям:
- официальное издание,
- научное издание,
- научно-популярное издание,
- нормативно-производственное,
- учебное издание,
- учебно-методическое,
- информационное издание,
- библиографическое и т.д.
4. По степени аналитико-синтетической функции переработки информации:
- информационное,
- библиографическое,
- реферативное,
- обзорное.
В практике учреждений дополнительного образования используются функциональный, проблемно-тематический, проблемно-функциональный и комплексно-дифференцированный подходы к классификации материалов, что определяется выбором объекта (-ов) информационно-методического оснащения.
Функциональный (категорийный) подход
Весь материал фонда делится по своему назначению для определенной категории работников:
· Управленческая деятельность.
· Методическая деятельность.
· Педагогическая деятельность.
· Психологическая деятельность.
· Досуговая деятельность и т.п.
Каждый из этих разделов еще более детально структурируется по направлениям деятельности. Данная классификация используется при систематизации фондов крупного структурного подразделения или учреждения дополнительного образования в целом.
Проблемно-функциональный подход
Весь материал фонда делится по своему назначению для определенной категории работников (как и в предыдущем случае). Далее в каждом из этих разделов могут быть выбраны отдельные темы - проблемы (или некоторые направления той или иной деятельности). Этот вариант классификации применяется не только при систематизации информационно-методических фондов крупного структурного подразделения и в целом УДО, но и при систематизации фондов конкретного педагога. В этом случае первичное структурирование по функциям может быть частичным.
Проблемно-тематический подход
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.