Среди педагогических работников, пользующихся услугами информационно-методического центра ГУ ЦДЮ, можно выделить несколько групп по разным основаниям:
а) По типу образовательного учреждения педагогические работники:
- дошкольных учреждений;
- школ;
- учреждений дополнительного образования;
- специальных и высших учебных заведений;
- учреждений культуры;
- учреждений профтехобразования.
б) По категориям педагогических работников:
- кадры управления;
- методисты;
- педагоги школ;
- педагоги дополнительного образования;
- педагоги организаторы;
- психологи;
- социальные педагоги.
Количественные показатели посещения педагогическими работниками информационно-методического центра ГУ ЦДЮ имеют тенденцию к росту:
1995 - 96 уч. год - 359 человек
1996 - 97 уч. год - 525 человек
1997 - 98 уч. год - 834 человека
Наибольшее количество посетителей в информационно-методическом центре приходится на периоды август - сентябрь, январь - февраль, май - июнь, что соответствует периодам проектирования и корректировки планов работниками образовательных учреждений.
В последние годы наблюдается уменьшение количества пользователей из числа работников УДО области и школьных работников. На сегодняшний день в процентном соотношении картина такова: 95 % от общего числа посетителей составляют работники УДО, из них 83 % - ГУ ЦДЮ. Анализ посещения ИМЦ различными категориями работников дает следующие результаты:
* методисты - 33 %
* педагоги ДО - 25,7 %
* педагоги-организаторы - 22,9 %
* управленческие кадры - 15,6 %
* др. работники УДО - 1,8 %
По данным аналитической справки состояния деятельности ГУ ЦДЮ за три года (1995-97 года), подготовленной временным научно-исследовательским коллективом "Стратегия", наблюдается тенденция увеличения количества педагогов, имеющих высокий разряд ( 13, 15, 16 разряды - почти в 2 раза), и получающих более высокую категорию (всего аттестованных - 76 чел., что составляет 61 % от общего количества педагогов).
Сопоставление выше приведенных данных дает право предположить, что работа ИМЦ по информационно-методическому оснащению деятельности педагогических работников ГУ ЦДЮ оказывает положительное влияние на повышение из педагогического профессионализма, хотя и нельзя с достаточной долей точности сказать - в какой степени. Разработка механизмов отслеживания влияния методического обеспечения на деятельность педагогов - дело будущего.
III. Условия эффективности информационно-методического оснащения
Эффективность - показатель приведения чего-либо к нужному результату, наибольший эффект (27, Т. 4, с. 770).
Первым условием эффективности информационно-методического оснащения деятельности педагогических работников можно назвать качество деятельности методических кадров, его осуществляющих.
Качество работы ИМЦ определяется качественным уровнем информационно-методических фондов, уровнем их организации и уровнем распространения информации. ( Критерии оценки деятельности ИМЦ разработаны автором данной работы совместно с руководителем ИМЦ Т.В. Ильиной).
I. Качественный уровень методических фондов
1. Целевой компонент фондов.
1) Соответствие тенденциям развития системы дополнительного образования и данного учреждения дополнительного образования.
2) Направленность материалов фонда на ребенка и степень влияния методического оснащения на эффективность педагогической деятельности. (Насколько в методическом оснащении просматриваются различные результаты деятельности.)
3) Соответствие материалов современным принципам организации образовательного процесса (гуманистический характер содержания образования, демократический характер управления образовательным процессом и пр.).
4) Соответствие методического фонда основным целям и функциям системы дополнительного образования.
5) Отраженность в методическом оснащении особенностей детей, на которых направлена педагогическая деятельность ( возраст, психологические и физиологические особенности, уровень подготовленности и т.д.), а также всех компонентов педагогической деятельности.
2. Практическая значимость материалов.
1) Технологичность методических материалов.
2) Возможность воспроизведения деятельности в соответствии с методическими материалами в других условиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.