Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 7

В системе отслеживания потребностей педагогических работников на ту или иную информацию особое значение придается анализу неудовлетворенного спроса. Перечень таких тем определяет зону ближайшего развития информационно-методического фонда ИМЦ. Так, например, в 1996 -97 учебном году тематика неудовлетворенного спроса была таковой:

- Организация образовательного процесса в УДО.

- Одаренные дети.

- Оздоровление детей.

- Авторские программы УДО.

- Результаты деятельности в УДО.

- Педагогический анализ.

- Новые формы воспитательной работы.

- Формы детских образовательных объединений.

В следующем учебном году эти темы были взяты на контроль, по ним велся поиск информации через средства телекоммуникации в системе INTERNET, приобреталась новая литература, велась разработка данных проблем методистами ГУ ЦДЮ, создавались тематические базы

Анализ информационно-методических потребностей педагогических работников учреждений дополнительного образования позволяет выделить наиболее спрашиваемые темы:

1995 - 96 учебный год - Формы работы с детьми.

Досуговые формы.

Опыт работы коллег.

1996 - 97 учебный год - Нормативная база системы дополнительного образования детей.

Педагогика.

Психология.

Воспитание.

1997 - 98 учебный год - Психолого-педагогические и воспитательные аспекты организации образовательного процесса.

Программно-методическое обеспечение образова  тельного процесса.

Организация досуговой деятельности и летнего отдыха детей. 

Оздоровление детей.

Дифференциация и вариативность образования.

Управление УДО.

Проведя сравнительный анализ, можно назвать ряд вопросов, пользующихся постоянным спросом на протяжение трех лет: система дополнительного образования детей; профильная деятельность в учреждении дополнительного образования; педагогика; психология; воспитание; организация досуга детей; педагогическая деятельность; управление.

Более детальный анализ спроса за три года позволяет сделать вывод о том, что названные темы в последнее время изучаются педагогическими работниками на научно-методическом уровне, более детально, более глубоко. Это в свою очередь может свидетельствовать о росте педагогического профессионализма работников ГУ ЦДЮ.

За последние три года в информационно-методическом центре значительно пополнился бумажный и начал формироваться (с 1995-96 учебного года) компьютерный фонд. 36% от общего числа новых поступлений на бумажных носителях составляют материалы папочного фонда, а это, как правило, авторские разработки и программные материалы педагогических работников учреждений дополнительного образования. 43,8% от поступлений составляют новинки литературы по психолого-педагогическим, воспитательным проблемам, вопросам организации досуга детей, управления и обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования. Количественные показатели пополнения фондов имеют тенденцию к росту. Приоритет в последние годы отдается накоплению компьютерного фонда - как наиболее перспективного в будущем в плане информатизации системы дополнительного образования детей (см. приложение №    6). Содержание информационно-методических фондов ИМЦ ГУ ЦДЮ - см. приложение № 7.

2.3.2.  Обработка информации

Обработка информации включает в себя регистрацию и аналитико-систематическую переработку источников информации. От качества обработки информации зависит уровень  формирования информационно-методических фондов и уровень обслуживания пользователей, что в свою очередь также влияет  на рост педагогического профессионализма пользователей.

          Регистрация поступающих источников информации ИМЦ осуществляется с целью контроля, во-первых, за сохранностью, во-вторых, за продвижением материалов в процессе обработки. Для этого автором была разработана специальная форма журнала учета поступлений (см. приложение № 10). Такая форма журнала дает возможность увидеть всю полноту аналитико-систематической обработки информации.

          Аналитико-систематическая переработка источников информации - это процесс переработки отдельного материала (источника информации) или группы материалов, в результате которого полученный материал в наибольшей степени отвечает задачам информационно-методического оснащения. Она включает в себя: