Информационно-методическое оснащение деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей как фактор повышения их профессионализма, страница 4

Автор выражает благодарность своим коллегам - работникам информационно-методического центра ГУ ЦДЮ - за помощь в предоставлении аналитических материалов и выполнение технических работ.


2. Информационно-методическое оснащение

как система деятельности ИМЦ

Информационно-методическое оснащение только в том случает будет выступать фактором, влияющим на повышение педагогического профессионализма, если оно является системным. С точки зрения определения системы как совокупности взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое, информационно-методическое оснащение как система деятельности характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности (управляемости).

2.1.    Задачи информационно-методического оснащения

1.  Создание условий для профессионального роста педагогических работников через предоставление им в удобном виде новой, педагогически важной информации, эффективных педагогических технологий.

2.  Ориентация педагогических работников в современных тенденциях развития науки и практики и формирование (развитие) тем самым методической культуры.

3.  Стимулирование педагогических работников к рефлексии, самостоятельному поиску эффективных способов деятельности и профессиональному росту.

2.2.    Объекты информационно-методического оснащения

По мнению Т.В. Ильиной, подходы к выбору объектов информационно-методического оснащения могут быть разные.

1. Функциональный (категорийный)

Объектом информационно-методического оснащения в данном случае может быть деятельность какой-либо категории педагогических работников (одной, нескольких или всех). Например:

·   деятельность управленческих кадров;

·  деятельность педагогов дополнительного образования;

·  деятельность методистов;

·  деятельность социального педагога и т.д.

2. Проблемно-тематический

При данном подходе объектом выступает та деятельность или система, которая вызывает наибольшие затруднения в данное время. Это может быть проблема, общая для большинства работников. Например, сегодня актуальными для УДО являются:

·  развитие ребенка в дополнительном образовании;

·  формирование воспитанности;

·  поддержка и развитие одаренности;

·  работа с дошкольниками;

·  оздоровление детей и т.д.

3. Проблемно-функциональный

Объект информационно-методического оснащения - проблемные участки какой-либо (чьей-либо) конкретной деятельности. Например:

·   организация образовательного процесса;

·  программирование (педагогическое и управленческое);

·  педагогическое стимулирование и т.п.

4. Комплексно-дифференцированный

В данном случае объектом является вся деятельность (система) учреждения дополнительного образования в целом и отдельные ее компоненты.

          В основу информационно-методического оснащения деятельности педагогических работников в информационно-методическом центре ГУ ЦДЮ положен именно комплексно-дифференцированный подход. Это нашло свое отражение в классификации информационно-методических фондов. (См. приложение № 1). Тем самым мы не только обозначили современное содержание педагогической науки и практики дополнительного образования, но и определили актуальные проблемы (которые еще далеко не всеми педагогами осознаются)  и перспективные пути их решения. Классификация фондов - это своеобразный тезаурус системы дополнительного образования, который ориентирует педагога в своем поиске, нередко задает области этого поиска, служит “двигателем” в продуцировании новых идей и развитии своего профессионализма. Кроме того, данная классификация (хотя это постоянно уточняемая и совершенствуемая система) может стать основой для научного обоснования и дифференциации системы дополнительного образования как феномена практики образования и воспитания. Таким образом, по нашему глубокому убеждению, классификация методических фондов и выбор подходов к их организации - это не самоцель, а способ ориентирования педагога в его профессиональном поиске и развитии.

2.3.  Направления информационно-методического оснащения