Безусловно, на эффективность педагогической деятельности влияет уровень материально-технического, финансово-экономического обеспечения; условия организационного и управленческого плана, в которых работает педагог и действует его образовательное объединение. Однако, на наш взгляд, из всех видов обеспечения какой-либо деятельности (в данном случае речь идет о деятельности педагогической) или объекта (в этом контексте - образовательного объединения) ведущим, определяющим во многом их эффективность, выступает методическое обеспечение. Конечно же, методически обеспечивает собственную деятельность прежде всего сам педагог - способность осуществлять методическое обеспечение грамотно, адекватно особенностям своего педагогического процесса и образовательного объединения и составляет основу методической культуры педагога, которая в свою очередь служит ведущим показателем педагогического профессионализма. Однако далеко не всегда у педагога есть возможность совершенствовать и наращивать методическую культуру, особенно - в системе дополнительного образования детей, в отношении которой отсутствует профессиональная подготовка в системе высшего образования. Формирование и развитие прежде всего методической культуры педагога как основного компонента педагогического профессионализма есть приоритет в деятельности ИМЦ, главный путь совершенствования педагогической профессиональной компетентности.
Поскольку мы понимаем методическую культуру как способность грамотно, компетентно осуществлять методическое обеспечение педагогической деятельности и функционирования образовательных объединений и педагогических систем, то ее компоненты было бы целесообразно рассмотреть через анализ методического обеспечения как научного понятия и деятельности. Под методическим обеспечением, по мнению Т.В. Ильиной, понимается процесс и результат создания условий для эффективного функционирования какого-либо объекта. Целью методического обеспечения является приведение системы или процесса на наиболее эффективный уровень.
Методическое обеспечение (как система действий) включает:
· методическое оснащение;
· моделирование желаемого облика деятельности или системы;
· конструирование путей развития деятельности или системы;
· апробирование и внедрение новых элементов, обеспечивающих качественный рост;
· методический мониторинг результатов деятельности объекта;
· методическую коррекцию и профилактику ошибок.
Безусловно, в силу своей многообъектности и многопредметности в деятельности, методические службы далеко не всегда имеют возможность реализовать “внешнее” методическое обеспечение какого-либо объекта в полном объеме, особенно службы регионального уровня (в данном случае имеется в виду ИМЦ ГУ ЦДЮ), поэтому ведущим компонентом в их деятельности может выступать, к примеру, методическое оснащение, которое как элемент обеспечения представляет из себя процесс поиска (или разработки) и передачи каким-либо субъектам методических знаний в виде различной методической продукции. Основным результатом методического оснащения выступает качество методической продукции, а также ее востребованность и степень влияния на качество педагогических процессов и систем.
Исходя из ведущей функции или назначения, методическое оснащение может иметь разновидности:
· информационно-методическое,
· иллюстративно-методическое (наглядное),
· инструктивно-методическое.
Информационно-методическое оснащение совмещает в себе информационное оснащение (передача информации) и методическое, которое направлено на развитие методической культуры. Исходя из этого информационно-методическое оснащение предполагает передачу той информации, которая необходима для профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников, отражает современные нормативы какой-либо деятельности и содержит собственно методические знания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.