Порядок проведения фармацевтической организацией маркетингового исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, страница 9

Блок 4. Дополнительные услуги

Для улучшения качества фармацевтической помощи аптечные учреждения внедряют в свою работу дополнительные фармацевтические услуги. Данный блок вопросов позволяет изучить спрос и мнение потребителей о видах услуг, способствующих повышению конкурентности и имиджа аптеки.

Дополнительные услуги всегда оказывались в аптеках, в частности, справки по телефону, прокат предметов ухода за больными, доставка на дом ЛС тяжелобольным и некоторые другие. В рыночных условиях некоторые из услуг сохранились в аптеках, другие постепенно ушли из-за отсутствия средств оплаты. Однако в настоящее время большинство аптек, особенно на локальных рынках с серьезной конкуренцией, вновь расширяет ассортимент своих дополнительных услуг.

Услуги, оказываемые в аптеках можно систематизировать в следующие группы (рис. 6).

Рис. 6. Группы дополнительных услуг, оказываемых потребителям аптечными учреждениями

10) Фармацевтические услуги

Информационные услуги оказываются при выборе МФТУ и их применении, иногда - при покупке рецептурных средств в случаях непредвиденной замены синонимом или аналогом. Потребность в этом виде услуг возникает при выборе средств самопомощи, новых ИМИ, парафармацевтической продукции, с которой потребитель еще не знаком; в эту группу входят также различные справки о местонахождении ближайших ЛПУ, аптек, ценах.

Сервисные услуги включают: доставку на дом, заказ по телефону, предварительный заказ на отсутствующий товар, прокат предметов ухода за больными.

К библиотечным услугам относятся продажа или организация библиотечного фонда санитарно-просветительной литературы по лечебной физкультуре, физиотерапии, психологической разгрузке, ароматерапии, гидротерапии, апитерапии, грязелечению и др.

К этой группе услуг можно также отнести продажу или прокат видеопродукции по перечисленным выше направлениям.

Фитоуслуги включают организацию фитобара по приготовлению и продаже настоев, отваров, чаев из лекарственного растительного сырья; организацию отдельного отдела фитотоваров; продажу кислородных коктейлей с настоями из лекарственных трав, товаров для ароматерапии.

Консультационные услуги: в последнее время выявлен спрос на такую услугу, как конфиденциальные беседы «провизор-потребитель».

Самообслуживание - организация свободного доступа к товару при реализации парафармацевтической продукции.

В наших исследованиях выявлено наличие спроса на дополнительные фармацевтические услуги: информационные - со стороны 59,2% потребителей, продажа медицинской литературы - 82,2%; создание библиотечных фондов медицинской литературы для населения - 36,5%; продажа или прокат видео продукции -55,2%; фитоуслуги, в т.ч. фитобар - 32,8%, продажа кислородных коктейлей -28,5% потребителей; сервисные услуги по телефону, в т.ч. информация о ЛС и ИМИ- 72,7%; заказ - 46%; доставка на дом - 32,5%; консультационные услуги -33,8% респондентов.

11) Медицинские услуги

Безусловно, введение этих услуг возможно при наличии лицензии на соответствующие виды деятельности.

Консультационные услуги в аптеке по выбору МФТУ оказываются врачами-специалистами: гомеопатом, кардиологом/терапевтом, диетологом, косметологом, психотерапевтом, сексопатологом, фитотерапевтом, офтальмологом.

Контроль за состоянием здоровья - к числу этих услуг относится измерение антропометрических данных: вес, рост, жизненная емкость легких, сила кисти, плечевого пояса; измерение артериального давления.

Экспресс-тестирование позволяет определить беременность, глюкозу в крови, холестерин в крови, гонорею, хламидии, наличие наркотиков в организме.

Лечебный массаж, в т.ч. фитомассаж.

Доврачебная помощь - перевязка, внутримышечные инъекции, ингаляции, в т.ч. фитоингаляции.