В наших исследованиях выявлен спрос на консультационные услуги врачей-специалистов, в частности, на услуги гомеопата - со стороны 33,2% опрошенных, кардиолога/терапевта - 37,9%; диетолога - 25,8%; косметолога - 33,5%; психотерапевта - 23,5%; фитотерапевта -41% потребителей. Измерить свои антропометрические данные (рост, вес) хотели бы 35,5% опрошенных, жизненную емкость легких -16,5%, силу кисти и плечевого пояса-11%; проконтролировать свое артериальное давление - 55%; провести экспресс-тестирование на беременность - 30,2%, глюкозу в крови - 45,8%, холестерин в крови - 49%, гонорею
- 23,8%, хламидии - 26,8% респондентов. Воспользоваться лечебным массажем хотят 40%, фитомассажем - 42%, получить фитоингаляции - 31%; доврачебную помощь, в т.ч. осуществить перевязку - 42,8%, внутримышечные инъекции
- 42,8% потребителей.
12) Оздоровительные услуги
Среди дополнительных услуг, оказываемых в аптечном учреждении, возможны и оздоровительные, значение которых в последние годы возрастает.
Быть здоровым стало престижным для работающих людей.
Оптимальным способом организации оздоровительных услуг может быть школа здоровья, которая могла бы взять на себя функции санитарно-просветительной работы, в т.ч. валеологической направленности. Среди мероприятий школы здоровья могут быть лектории, занятия лечебной физкультурой, организация обучающих программ по правильному обращению с ЛС при заболеваниях сахарным диабетом, артериальной гипертонией, в климактерическом периоде и др.
К числу оздоровительных услуг могут быть отнесены пользование тренажерами, диетическими калькуляторами. Возможно и биоэнерготестирование или коррекция биополя, при наличии соответствующих сертификатов у специалистов.
В наших исследованиях 67,6% потребителей хотели бы воспользоваться услугами школ здоровья, 31,8% - тренажерами, 28,7% - диетическими калькулятора-ми, 24,2% - провести биоэнерготестирование.
13) Потребительские услуги
С организацией аптечных учреждений частных форм собственности появилась реальная возможность внедрения в работу потребительских услуг, основу которых составляют тактики ценообразования и различные мероприятия системы стимулирования сбыта, направленные на потребителя.
В частности, к потребительским услугам можно отнести следующие тактики ценообразования и мероприятия по стимулированию сбыта:
-дифференцированные цены/скидки: социально незащищенным гражданам, постоянным покупателям, по выходным дням, за товар, имеющий небольшой срок годности, и др.;
- дисконтные карты, призы, бонусы и т.п. постоянным покупателям;
- поощрительные цены: за стоимость 2-х упаковок 3 упаковки товара, за приобретение товара сверх определенной суммы и т.д.
- дробная продажа: отдельные пластинки таблеток из упаковок, ампул, пакетиков и т.д.;
- поздравления и подарки постоянным покупателям;
- лотереи, призы и т.д.;
- буклет о фармацевтических и медицинских услугах, предоставляемых аптекой.
В наших исследованиях показано, что пока такие потребительские услуги при-меняются очень ограниченно. Однако спрос на них однозначно есть.
3.2.2.2. Формулировка вопросов анкеты
В социологических исследованиях для составления анкеты применяются разные формы вопросов, к которым предъявляются единые требования:
- четкие формулировки;
- однозначность вопроса;
- краткость и простота.
Наиболее распространены следующие формы вопросов:
а) открытые - респонденту предлагается ответить в произвольной форме на поставленный вопрос на специально отведенном месте.
Например: 0 Какие замечания, пожелания по работе аптеки Вы бы хотели высказать?
Преимуществом открытых вопросов является возможность ответа без каких-либо ограничений. Часто в таких ответах можно получить информацию, не предусмотренную исследователями;
б) закрытые - респонденту предлагаются подготовленные ответы (веер ответов, перечень, меню), из которых следует выбрать один или более одного в зависимости от вопроса. Если ответов может быть несколько, целесообразно в скобках указать это условие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.