Порядок проведения фармацевтической организацией маркетингового исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, страница 3

Рис. 5. Концепция блоков анкеты по изучению потребностей и предпочтений потребителей МФТУ

Рассмотрим отдельные блоки вопросов, которые представляют своего рода сценарий беседы с респондентом. Формулировки вопросов приведены в образце анкеты (Приложение 2), в которой почти 90 вопросов. Исследователь может выбрать наиболее подходящие ему вопросы в соответствии с разработанной им концепцией анкеты.

Блок 1. Портрет потребителя

I)  Социально-демографические характеристики

Знание социально-демографических характеристик позволяет сформировать портрет реальных и потенциальных потребителей МФТУ.

Известно, что объем и структура потребностей значительно различаются у разных групп населения, тем более у потребителей, страдающих различными заболеваниями. В многочисленных публикациях по маркетингу показано существенное влияние на потребительские предпочтения личностных факторов, содержание которых составляют социально-демографические характеристики.

К ним относятся:

-  пол;                                                             -   доходы;

-  возраст;                                                     -   социальное положение;

-  образование;                                             -   семейное положение;

-  место жительства;                                    -   наличие детей;

-  профессиональная группа;                     -   религиозность.

При формулировке вопросов о возрасте респондента целесообразно использовать следующие группы возрастного деления;

а)         статистические, с 5-летней или 10-летней градацией, например, возрастные группы 15-20, 21-25,26-30 лет и т.д.; 15-25, 26-35, 36-45 лет и т.д.;

б)         содержательные - молодежь 18-29 лет, трудоспособные (15) 18-55/60 лет, взрослые 30-60 лет, пожилые 50-65 лет, пенсионеры 55-65 лет и старше, старики - старше 65 лет.

В наших исследованиях разных лет показано, что посетителями аптек, приобретающими МФТУ, преимущественно являются женщины (около 70% покупателей).

Трудоспособные покупатели в возрасте 25-54 лет составляют 66,5%, пенсионеры старше 55 (женщины) и 60 (мужчины) -13,5%.

В настоящее время демографическая ситуация в России характеризуется постепенным увеличением доли пожилых людей, для которых характерны особая структура заболеваемости и низкие доходы, ограничивающие возможность в приобретении МФТУ.

•           Известно, что образованность потребителей влияет на их медицинскую и фармацевтическую культуру, отношение к здоровью, рекомендациям лечащих врачей и советам аптечных работников.

В общем под образованной личностью понимается способность человека не только активно усваивать накопленные знания, но и самостоятельно вырабатывать новое отношение к различным проблемам, в т.ч. и к собственному здоровью.

При формулировке этих вопросов выделяют следующие группы потребителей:

-  со средним (незаконченным средним);

-  со средним профессиональным;

-  с высшим (незаконченным высшим) образованием.

В наших исследованиях потребителей товаров аптечных учреждений показано, что преобладающая часть посетителей (91%) имеют профессиональное образование, в т.ч. 53,5% - высшее, 8,2% - высшее неполное, 29,3% - среднее специальное.

•           Формулировка вопросов о месте жительства производится с выделением категорий: город, село (городская и сельская местности).

В наших исследованиях показано, что доминирующую долю посетителей аптек в городах составляют городские жители - 92,5%.

•Анализ социального положения (или социального статуса) обычно проводится по группам: служащие, рабочие, работники сельского хозяйства, безработные, учащиеся (студенты), пенсионеры.

В последние годы предусматривают еще одну группу по статусу – « частный предприниматель».

В наших исследованиях в структуре посетителей аптек примерно 63% составляют служащие, 8,5% - рабочие, 2,5% - работники сельского хозяйства, 8% -студенты, 6,5% - частные предприниматели, 2,5% - безработные, 9% - пенсионеры.