Порядок проведения фармацевтической организацией маркетингового исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, страница 8

Чаще всего на выбор таких специфических товаров, как МФТУ, оказывают влияние следующие факторы: назначения врачей, в первую очередь, далее советы аптечных работников, советы других референтных групп (знакомые, родственники, сослуживцы и т.д.), собственные знания и опыт применения, реклама.

Часто хронические больные, медицински грамотные, интересуются новыми ЛС для лечения и профилактики их заболеваний. Поэтому можно уточнить, советуются ли потребители с врачом по поводу таких ЛС, о которых они узнали из других источников информации.

В данный блок можно включить вопрос об отношении потребителя к рекламе ЛС и ИМИ.

В наших исследованиях доминирующая часть потребителей МФТУ в качестве основного влияющего фактора указала назначения врачей - 78,8% респондентов.

Далее в рейтинге факторов следуют советы аптечных работников - 66,8%, собственные знания и опыт -50,5%, советы родственников, близких, знакомых - 48,8% и реклама - 34,5% опрошенных.

8)  Источники информации о МФТУ, информированность

Немаловажное значение в изучении потребительских предпочтений имеет исследование источников информации о МФТУ, используемых посетителями аптек. Как правило, в маркетинговых обзорах обязательно присутствуют результаты опросов об информированности о тех или иных группах ЛС, а также медицинских и фармацевтических услугах.

Источники информации подразделяются на печатные: буклеты, листовки, рекламные проспекты, информационные листки-вкладыши, плакаты, специальная медицинская литература, журналы и др.; настенные: стенды, объявления, витрины; аудиовизуальные: ТВ, радио, Интернет; массовые мероприятия: выставки, презентации и др.

Важно уточнить информированность потребителей, ее содержание, т.е. что конкретно, какие знания о МФТУ интересуют потребителей, в частности: способ применения ЛС, дозы, фармакологическое действие, лечебный эффект, противопоказания, побочное действие, цена, хранение, взаимодействие с пищей, с другими ЛС.

Полезно получить самооценку информированности потребителя о МФТУ.

В наших исследованиях среди основных источников информации о МФТУ потребители выделяют: назначения врачей - 58,3%, витрины в аптеке - 52%, рекламные проспекты - 50%, стенды в аптеке - 44,3%, советы аптечных работников - 37,5% опрошенных. Советы знакомых, родственников в качестве источников информации указывают 15% потребителей, специальную медицинскую литературу - 13%, рекламу - 11,5% Хотели бы воспользоваться такими формами информации, как лекции специалистов, 23% опрошенных, презентации - 35,5%. Интересно, что почти половина респондентов (43%) указывают на важность для них информации о ценах и (42,5%) способе применения МФТУ. О противопоказаниях и побочном эффекте хотят узнать 27,7%, фармакологическом действии - 24,7%, качестве ЛС - 20,5%, средствах профилактики - 13,5% потребителей.

9) Самостоятельный выбор МФТУ

Самостоятельный выбор МФТУ является проявлением самопомощи или как идентифицировалось ранее, - самолечения. Следует признать, что тенденция к самопомощи характеризуется ростом не только в России, но и во всем мире. Способствуют этому и проблемы здравоохранения, высокая стоимость лечения и посещения врача, а также постоянно возрастающая медицинская и фармацевтическая культура населения. Интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни, особенно проявляющийся в последнее десятилетие, привели к повышению роли ЛС безрецептурного отпуска.

В связи с этим отдельный блок вопросов анкеты должен быть посвящен изучению мнений респондентов- потребителей МФТУ о самостоятельном лечении.

Важно знать отношение потребителей к самолечению и его обоснование, источники информации о средствах для оказания самопомощи, с какой целью они приобретаются, советуется ли потребитель с врачом при выборе средств безрецептурного отпуска.

В наших исследованиях пользуются самостоятельным выбором МФТУ 71,5% потребителей, причем часто - 36% опрошенных. Отрицают такой выбор 28,5% респондентов. Самолечение 39,3% потребителей обосновывают уверенностью в своих знаниях, а 34,5% - отсутствием времени для посещения врача.