Порядок проведения фармацевтической организацией маркетингового исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, страница 4

•           Среди профессиональных групп в настоящее время выделяют семь категорий: рабочие, мастера, предприниматели, ИТР, интеллектуалы (научные работники), служащие, военнослужащие.

По данным социологов, и социальный статус и профессиональная группа оказывают существенное влияние на потребительские предпочтения, в т.ч. и в спросе на МФТУ.

•           Вопросы о семейном положении и наличии детей позволяют, во-первых, изучить предпочтения на товары для детей, во-вторых, на товары и услуги, связанные с планированием семьи.

Среди вопросов о семейном положении выделяют группы: замужем/женат, не замужем/холост, разведена/разведен, вдова/вдовец; не имею детей, имею детей, детей в семье - один, два, трое и более.

В России применяется следующая классификация семей: 1) одна брачная пара с детьми или без детей; 2) одна брачная пара с детьми или без детей, с одним из родителей супругов (без него), с другими родственниками; 3) две и более брачные пары с детьми или без детей, с одним из родителей супругов (без него), с другими родственниками (без них); 4) матери (отцы) с детьми; 5) матери (отцы) с детьми, с одним из родителей супруга; 6) прочие.

По признакам социальной принадлежности семей различают: семьи рабочих, сельскохозяйственных рабочих, служащих, смешанные.

В наших исследованиях установлено, что примерно треть потребителей - семей 35,4% приходится на семьи, в состав которых входят 3 человека; вторая треть - 33,1% - на семьи из 4 человек; 8% семей состоят из двух человек; 23,5% включают 5 и более человек. Большинство семей - 60,6% находятся в стадии жизненного цикла семьи, называемой «полное гнездо», т.е. это семейная пара с детьми. Чуть больше половины потребителей - 54,3% составляют семьи служащих, 32,3% -рабочих; число семей частных предпринимателей среди потребителей не более 2%.

•           На выбор некоторых МФТУ, например, контрацептивов, оказывает влияние религиозность потребителей, разрешающая или запрещающая пользоваться ими.

В наших исследованиях выявлено, что большинство потребителей из Центрального региона России (70 %) составляют христиане.

•           Важной социально-демографической характеристикой являются доходы как показатель уровня жизни населения, оказывающий существенное влияние на выбор и потребление МФТУ.

Достигнутый уровень потребления материальных благ и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей определяют уровень жизни человека. Часто в это понятие включаются еще условия жизни, труда, занятости, быта, досуга, здоровья, образования и т.п., поэтому употребляется термин «качество жизни».

Выделяют 4 уровня качества жизни населения:

а)         достаточный (пользование благами, обеспечивающее всестороннее развитие человека);

б)         нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

в)         бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

г)          нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Для того, чтобы исследователь мог определить уровень жизни потребителя, в анкету следует включить вопрос о доходах с указанием конкретных сумм, например, до 500 руб., 500-1000 руб. и т.д. Однако целесообразнее построить вопрос с применением термина «прожиточный минимум» (ПМ), указав размер одного ПМ из официальных источников информации (до 1 ПМ, 1-2 ПМ, свыше 2 ПМ и т.п.).

В наших исследованиях показано, , что значительная доля посетителей аптек (53,2%) имеет средние доходы на 1 человека в размере 500-1500 руб.; 37,5% - ниже среднего (менее 500 руб.). Среди потребителей - семей 83,5% респондентов имеют доходы ниже 1 ПМ на члена семьи, в 15,7% семей доходы находятся в пределах 1-2 ПМ

2) Состояние здоровья