Порядок проведения фармацевтической организацией маркетингового исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, страница 2

Как правило, изучение мнений населения о качестве фармацевтической помощи, оказываемой конкретной ФО, по классификации социологических исследований относится к выборочному опросу. Выборка респондентов (лиц, которые будут опрошены) - это часть населения, которая по своей величине должна быть репрезентативной, т.е. точно отражать мнение всей генеральной совокупности населения.

Лучшим способом выборки признается простой случайный отбор, когда опрашивается население, посещающее аптеку.

Количество респондентов, которые должны принять участие в анкетировании, определяется по специальным формулам:

а) случайная повторная выборка (форм. 1):

t2  0,25

n = -----------                           (1)

D2 б)         случайная бесповторная выборка (форм. 2):

t2  0,25 N

n = ------------------------                                (2)

N D2  + t2  0,25

где N - генеральная совокупность (например, численность населения в районе обслуживания аптеки); t= 2,0; А =0,05-0,1. Например, при N=10000 человек:

по формуле 1:

0,25                1

n = 22 -----------  =   --------  = 100 (человек);

0,12             0,01

по формуле 2: 

10000

n = 22 x 0,25  x ----------------------------------  = 99 (человек);

(10000 x 0,12  +  22  x 0,25)

Если перед исследователями стоит задача изучения мнений всего контингента населения в городе, области (свыше 10000 человек), можно воспользоваться специальной таблицей зависимости объема выборки от объема генеральной совокупности, согласно которой нужно опросить примерно 400 человек.

Если стоит задача изучения конкретного целевого сегмента потребителей, например, приобретающих JIC одной фармакотерапевтической группы (сердечно-сосудистые и др.), то объем выборки можно сократить до 100 (целевая выборка).

Для «пилотажных» («пилотных») исследований, т.е. уточнения того, есть ли вообще проблема, допустимо воспользоваться методикой малых выборок, согласно которой количество анкетируемых может быть равно 50.

Минимальное количество учреждений, которые целесообразно привлечь к анкетированию, можно рассчитать по формуле 3:

n = N /(l + 0,015N),(3)

где N- общее количество учреждений;

п - количество учреждений для участия в анкетировании.

Например, при N = 200 учреждений.

По формуле 3: п = 200 / (1 + 0,015  x 200)  =  50

В 50 учреждений следует распространить общее количество анкет, рассчитанных по формулам 1 и 2.

3.2.2. Разработка и тиражирование анкеты

3.2.2.1. Содержание вопросов анкеты

Анкета - это система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленным на выявление мнений и оценок респондентов, получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах (Зборовский Г.Е., Орлов ГЛ., 1995).

Респондент - (от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах (Энциклопедический социологический словарь, 1995).

Учитывая это определение, в анкету для изучения потребителей МФТУ целесообразно включать блоки вопросов, с помощью которых можно не только выявить потребности, но и получить характеристику реальных и потенциальных потребителей, узнать их отношение к своему здоровью.

Анкета для проведения исследования должна состоять из следующих основных частей:

а) вводная - предусматривает обращение к респонденту, объяснение целей исследования, значение мнения респондента для деятельности аптеки; в этой части указывается организация, проводящая опрос; правила заполнения анкеты, гарантии анонимности, благодарность за участие в опросе, за сотрудничество;

б)         основная - непосредственно сами вопросы для ответа респондентов по интересующей проблеме;

в)         заключительная - благодарность за участие в опросе, за сотрудничество, если они не были приведены в вводной части.

Для разработки основной части анкеты целесообразно воспользоваться концепцией, созданной нами на основании проведенных ранее исследований (рис. 5).