Порядок проведения фармацевтической организацией маркетингового исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, страница 11

Ответы на закрытые вопросы подразделяются на альтернативные и неальтернативные.

Альтернативные предусматривают выбор только одного ответа из предложенных, например: 0 Есть ли у Вас хронические заболевания?

1.Да                            2. Нет

Если предполагается несколько ответов, то вопрос относится к неальтернативным, например: 0 Ваша оценка размещения товаров на витринах аптеки:

1)  хорошее;

2)  удовлетворительное;

3)  плохое;

4)  не знаю.

Желательно, чтобы число предлагаемых на выбор ответов на превышало 7-10.

Если существует необходимость выявления мнения по ряду услуг, которые повторяются в вопросах, то такие вопросы можно объединить в таблицу, например:

Вашему вниманию предлагается ассортимент фармацевтических услуг, оказываемых в аптеке. Удовлетворяющий Вас ответ обозначьте знаком

Пользовались

Хотели бы пользоваться

Затрудняюсь ответить

Наименование услуг

ДА

НЕТ

Справки по телефону

Заказ по телефону

Доставка Л С на дом

Предварительный заказ ЛС

в) комбинированные или полуоткрытые вопросы - респондент может сам дополнить перечень ответов, для чего в анкете выделяется специальное место, например: 0 Чем привлекает Вас данная аптека?

1)  хороший интерьер;

2)  доступные цены;

3)  удобное расположение;

4)  внимательное обслуживание;

5)  другое (напишите)

Интересны по форме вопросы с предложением респонденту указать ранг (рейтинг) значимости для него, его здоровья приведенных вариантов ответов, например:

Укажите рейтинг Ваших жизненных ценностей (1 - самое важное и т.д.):

1)__ общение с друзьями;

2)__ стабильность;

3)__ работа;

4)__ здоровье;

5)__ семья, дети;

6)__ деньги;

7)__ религия;

8)__ образование.

Часто респондент испытывает затруднения при ответах на вопросы, поэтому желательно включить в число ответов варианты: «затрудняюсь ответить», «трудно сказать», «не знаю», «не помню», «не уверен».

Общее количество вопросов в анкете не должно утомлять респондента, в нашем случае - людей, имеющих проблемы со здоровьем. Рекомендуется включать 45-50 вопросов, из тех, что приведены в образце анкеты (Приложение 2).

Композиционно анкета может включать последовательность блоков вопросов, аналогичную представленной в предыдущем подразделе данного методического пособия. Наши исследования показали, что вопросы о себе (блок социально-демографических характеристик) привлекают респондентов в силу естественного желания человека рассказать о своих проблемах, пусть даже и анонимно. В то же время в социологических исследованиях рекомендуется этот блок вопросов указывать в конце анкеты.

Для последующей статистической обработки вопросы в анкете целесообразно нумеровать, присваивая порядковый номер, а ответам присваивать номер через точку, например: 0 5. Как часто Вы обращаетесь к лечащему врачу?

1.1.  Редко, 1 -2 раза в год.

1.2.  Часто, 3-4 раза в год.

1.3.  Очень часто, каждый месяц.

1.4.    ____________________

С целью поддержания интереса респондента к ответам желательно соблюдать определенную последовательность в порядке вопросов, т.е. придерживаться логики беседы, разговора.

Желательно также при подготовке анкеты вопросы и варианты ответов печатать разными шрифтами или ответы сдвинуть вправо под вопросом. Не рекомендуется разрывать вопрос и ответы переносом на другой лист.

После подготовки первого варианта анкеты ее нужно апробировать, т.е. попросить ответить кого-либо. В ходе такого пробного анкетирования выявляются некорректные вопросы, двусмысленные ответы (вопросы), т.е. когда вопрос или ответ можно понять по-разному; желательно таких ситуаций избегать.