Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа

Страницы работы

Содержание работы

Стратегический менеджмент

Преподаватель - Замятина Маргарита Федоровна

Курсовая работа. (темы у методистов)

Экзамен.

350-09-69

Стратегический менеджмент: сущность и принципы

Сущность стратегического менеджмента[1]

Стратегический менеджмент – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует деятельность организации на запросы потребителей, осуществляет четкое регулирование и своевременное изменение в организации позволяющее ей добиться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Актуальность стратегического менеджмента для российских компаний определяется следующим:

  1. Недостаточный опыт стратегического управления.
  2. Быстрая смена условий бизнеса в России.
  3. Глобализация конкуренции.

Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссий организации и достижении ее целей.

Основные принципы[2]

  • Максимизация текущей прибыли не может быть единственной целью фирмы.
  • К основным целям относиться:
    • Расширение рыночной доли компании (присутствия на рынке).
    • Получение достаточной прибыли.
    • Увеличение стоимости компании.
  • Личное участие первого лица и высшего руководства (см. управление изменениями – сопротивление сотрудников).
  • Формирование команды топ-менеджеров.
  • Согласование интересов владельцев фирмы и менеджеров.
  • Сочетание единства целей и их дифференциация.
  • Реальность, не противоречивость целей и их обеспеченность ресурсами.
  • Распределение риска по видам бизнеса в деятельности компании.
  • Регламентация процедур.
  • Стратегия определяет структуру. В структуре компании, которая регулярно разрабатывает стратегию, создается специальный отдел развития.
  • Разработка стратегии на основе мониторинга внешней и внутренней среды и мониторинга конкурентоспособности продукции.
  • Многоуровневый характер стратегии[3].

Основные этапы разработки стратегии[4]

Видение и миссия компании.

Стратегические цели организации.

Анализ внешней среды.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.

Разработка стратегии осуществляется по следующим этапам:

Миссия компании

Стратегические цели

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации

Оценка стратегии

Реализации стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив

В стратегическом менеджмента различают понятия «видение» и «миссия»[5].

Видение – означает картину отдаленного будущего, в котором бизнес будет развиваться в наиболее благоприятных условиях в соответствии с представлениями руководства. Видение задает высокую планку и служит ориентиром при разработке стратегии (из будущего проектируется настоящее).

Миссия – это стратегическая (генеральная) цель, определяющая смысл существования организации, а также ее предназначение. Миссия может быть сформулирована кратко и развернуто.

К миссии развернуто предъявляются следующие требования:

  1. Потребности клиента, которые удовлетворяются компанией.
  2. Сегмент рынка, на котором она работает.
  3. Конкурентное преимущество.
  4. Ключевая компетенция, т.е. «умение» компании удовлетворять потребности клиента.
  5. Ценности, разделяемые сотрудниками организации.

К определению миссии существует 2 подхода: с позиции стратегии бизнеса и с позиции философии и этики (отражает ценности компании и этические принципы).

Стратегические цели

Стратегические цели – вырабатываются на основе миссии и служат критериями для всего последующего процесса принятия стратегических управленческих решений. Определение целей помогает перейти от формулировки миссии к отдельным планам работ, с помощью которых можно достичь успеха.

Цели – это конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Классификация целей.

Одна их самых распространенных – классификация по времени.

Выделяют следующие цели:

  • краткосрочные цели (1-2 года)
  • долгосрочные цели (3-5 лет)

По своему содержанию они существенно отличаются. Для краткосрочных целей характерно бóльшая конкретизация и детализация. Если между ними устанавливаются промежуточные, то их называют средне срочными. Выделяют четыре сферы применительно, к которым организация чаще всего устанавливает цели:

  • доходы организации;
  • работа с клиентами;
  • потребности в благосостоянии сотрудников;
  • социальная ответственность.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность (величина прибыли, рентабельность),
  • положение на рынке (объем продаж, доля рынка),
  • финансовые ресурсы,
  • человеческие ресурсы,
  • работа с покупателями,
  • мощность организации,
  • обновление продукции и технологии,
  • оказание помощи обществу.

Похожие материалы

Информация о работе