Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа, страница 5

Перечень возможностей и угроз составленный по результатам анализа внешней среды необходимо проанализировать и выбрать только те которые будут для компании особенно значимы и только их использовать для дальнейшего анализа. Для этого используются матрица возможностей, и матрица угроз, с помощью которых позиционируется каждая возможность и угроза.

Матрица возможностей.

влияние на организацию:

сильное

умеренное

малое

вероятность использования возможности

высокая

ВС

ВУ

ВМ

средняя

СС

СУ

СМ

низкая

НС

НУ

НМ

Возможности на поле ВС, ВУ, СС имеют большое значение для организации и их обязательно нужно использовать.

Возможности поля СН, НУ, НМ не заслуживают внимания и исключаются из дальнейшего анализа.

Возможности поля НС, СУ, ВМ по ним принимаются позитивные решения при наличии достаточных ресурсов.

Матрица угроз

влияние на организацию:

Разрушительное действие

Критическое состояние

Тяжелое состояние

Легкое ушибы

вероятность реализации угроз

Высокое

ВР

ВК

ВТ

ВЛ

Среднее

СР

СК

СТ

СЛ

Низкое

НР

НК

НТ

НЛ

Угрозы на поле ВР, ВК, СР представляют большую опасность и требуют обязательного устранения.

Угрозы на поле ВТ, СК, НР должны постоянно находиться в поле зрения топ-менеджеров и устраняться в первостепенном порядке.

Угрозы на полях НК, СТ, ВЛ требуют внимательного и ответственного подхода.

Угрозы НТ, НЛ, СЛ не нуждаются в первостепенном устранении, но необходим мониторинг, т.е. система слежения.

Результаты анализа внешней среды используются в последующем при проведение SWOT-анализа.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации – это анализ внутренней среды главная цель выявить стратегически сильные и слабые стороны, определяющие на будущее условия успешного или не успешного существования организации.

Управленческое обследование осуществляется путем оценки основных функциональных зон:

  • маркетинг;
  • финансы;
  • операции (производство);
  • человеческие ресурсы;
  • культура;
  • деловая репутация или имидж фирмы.

Более детальный анализ может быть выполнен по следующим составляющим:

  • территориальное расположение предприятия;
  • ассортимент;
  • система планирования снабжения и сбыта;
  • учет и контроль;
  • логистика;
  • инновации;
  • информатизация;
  • инфраструктура;
  • квалификация топ-менеджеров.

Например, функциональная зона – маркетинг. Информацию целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинг:

  • продукт:
    • рыночная доля;
    • динамика продаж;
    • разнообразие ассортимента;
    • качество упаковки;
    • сервисное обслуживание.
  • цена:
    • уровень цен;
    • гибкость ценовой политики;
    • цены на новые товары.
  • доведения продукта до потребителя;
    • численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов;
    • уровень их квалификации;
    • объем реализации по разным каналам сбыта;
    • эффективность[8] работы каналов сбыта (это отношение объема реализации по данному каналу к затратам на его создание и функционирование);
    • использование инструментов прямого маркетинга.
  • продвижение продукта:
    • рекламная деятельность:
      • виды рекламы
      • использование СМИ
      • характеристика рекламных компаний (периодичность)
      • качества рекламных компаний
      • бюджет рекламной деятельности
    • методы стимулирования сбыта анализируются раздельно для работников сбытовых служб, торговых организаций и потребителей. Анализируется бюджет стимулирования. Ценовые скидки, наценки, премии, купоны, лотереи, конкурсы и т.д.;
    • персональные продажи (число торговых агентов объем их продаж в общем объеме реализации, оплата и стимулирование труда агентов).
    • связи с общественностью. Наличие специальных подразделений или специальных сотрудников ответственных за связи с общественностью, система их оплаты труда и премирования. Используемые инструменты: пресс-релиз, презентация и т.д.