Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа, страница 4

Ожидаемая реакция может быть существенная, когда эта реакция агрессивна. Например, действующие компании объединяются и объявляют ценовую войну, но для этого необходимо, чтобы у действующих компаний была склонность к альянсу.

Угроза появления товаров-заменителей.

Товары-конкуренты – это товары, которые производятся по сходным технологиям и одинаковым способом удовлетворяют данную потребность.

Товары-заменители – удовлетворяют ту же потребность, но отличаются от товаров конкурентов либо технологией производства, либо иным способом удовлетворения потребностей.

Два существенных фактора, влияющих на силу конкуренции со стороны товаров-заменителей:

  • цены на них, в расчете на единицу качества; доступность товаров-заменителей приводит к тому, что покупатель сравнивает цену и качество и выявляет для себя преимущество. Появление таких товаров заставляет действующие компании искать резервы снижения издержек и тратить средства на убеждение покупателей в преимуществах своего товара.
  • издержки, которые буду нести покупатели, при переходе на товары-заменители; трудности или существенные затраты для покупателей при переходе на товары заменители (затраты на установление новых связей с поставщиками, переподготовку кадров, смену технологической оснастки и приобретение дополнительного оборудования). Если эти издержки высоки, то поставщики товаров-заменителей будут предлагать либо экономию затрат, либо высокие качественные характеристики.

Таким образом, угроза со стороны товаров-заменителей выше, если цены более привлекательные издержки относительно не велики, а покупатели считают что их качество лучше.

Давление поставщиков.

Такое давление может быть оказано путем поднятия цен, снижения качества, изменение сроков и условий поставок. Сила давления зависит от способности поставщиков торговаться:

  1. Важность поставщика для потребителя.
  2. Невозможность использования альтернативных поставок.
  3. Уникальность поставщика.
  4. Затраты на смену поставщика.
  5. Возможность вертикальной интеграции со стороны поставщика с его вхождением в отрасль.

Способы противодействия давлению поставщиков:

  1. Снижение доли закупок у одного поставщика.
  2. Фирма выступает как монополист потребления продукции поставщика.
  3. Переход на товары-заменители.

Давление потребителей.

Потребители могут оказать существенное влияние на конкуренцию в отрасли и ситуацию на рынке в зависимости от следующих условий:

  1. Концентрация потребителей.
  2. Доля поставщика в суммарных издержках потребителя.
  3. Возможность потребителя перейти на аналогичную продукцию.
  4. Если продукт является определяющим с точки зрения качества продукта потребителя.
  5. Возможность (опасность) вертикальной интеграции потребителя с его вхождением в отрасль (вертикальная интеграция вперед).

Противодействие давлению потребителей:

  1. Повышение уровня дифференциации товара.
  2. Расширение числа постоянных клиентов.
  3. Содействие тому, чтобы у клиента в случае изменения продавца возникли большие затраты.

Действующие в отрасли компании.

Конкуренция между действующими компаниями возникает и возрастает, когда одна или несколько фирм испытывают трудности со сбытом товаров или услуг и хотят улучшить свое положение на рынке за счет конкурента. Приемы конкурентной борьбы в зависимости от интенсивности конкуренции могут изменяться от «джентльменских» форм до жестких приемов вытеснения с рынка конкурентов или их разорения. Интенсивность конкуренции в отрасли выше при следующих условиях:

  1. Действует небольшое число крупных фирм.
  2. Силы фирм примерно одинаковые.
  3. Темпы роста отрасли медленные.
  4. Действуют высокие выходные барьеры (затраты на ликвидацию и перепрофилирование), это наиболее характерно для олигополии.
  5. Низкие выходные барьеры на рынке монополистической конкуренции.