Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа, страница 3

Анализ внешней среды делиться на:

анализ глобального окружения

анализ конкурентной среды

методы: PEST-анализ

привлекательность отрасли

структурный анализ отрасли

модель Портера

Анализ внешней среды

В PEST-анализе выделяются четыре основные группы внешнего воздействия на организацию: политика, экономика, социальная среда, технология:

  • политика. Анализируется в первую очередь, поскольку федеральная власть регулирует механизм экономических отношений и определяет ключевые условия получения ресурсов нужных для деятельности любой компании.
  • экономика. Анализ позволяет понять, как распределяются и формируются основные экономические ресурсы, и какова инфраструктура бизнеса на данной территории.
  • социальная среда. Анализ позволяет понять, как формируются потребительские предпочтения, которые необходимо учитывать при анализе спроса на продукцию в перспективном периоде. Далее следует анализ состояния рынка труда и динамики предложения трудовых ресурсов на перспективный период.
  • технология. Этот анализ важен, т.к. любой организации грозит потеря рынка и устаревания ее продукции, поскольку имеют место высокие темпы развития технологии. В результате такого анализа компания получает информацию необходимую для обновления продукции и технологии.

PEST-анализ включает только четыре фактора, но поскольку в реальности их существенно больше, то при необходимости его дополняют анализом: природно-географических, внешнеэкономических и др. факторов.

Анализ конкурентной среды.

Отрасль – это группа компаний производящих аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.

Анализ конкурентной среды предполагает ответ на следующие вопросы:

  1. Какие составляющие технологической цепочки в отрасли или вне нее являются ключевыми по их воздействию на прибыльность (туризм – гостиничное хозяйство).
  2. Каковы возможные изменения в этой цепочке.
  3. Какова позиция компании и является ли она достаточно устойчивой.
  4. Каковы конкурентные стратегии компаний принадлежащих к данной отрасли.
  5. Какова привлекательность отрасли сегодня и в перспективе с точки зрения прибыльности.

Основной метод анализа модель Портера.

В модели выделены 5 основных сил определяющих конкуренцию в отрасли.

Угроза появления новых конкурентов.

Она зависит от 2ух условий:

  • сила входных барьеров;
  • ожидаемая реакция со стороны действующих на рынке компаний.

Барьер входа – это те факторы, которые препятствуют проникновению на рынок новых компаний.

Высокие входные барьеры удерживают новичков от попытки проникнуть на рынок. Суть поддержания высоких барьеров в том, что бы сделать затраты входа на рынок такими высокими чтобы возникла угроза их окупаемости.

К входным барьерам относиться:

  1. Капиталоемкость (сколько требуется средств на создание). Чем больше средств требуется для выхода на рынок, включая затраты на создание компании, тем меньше число кандидатов новичков. Этот барьер ниже на рынке монополистической конкуренции (средние, мелкие, крупные фирмы) и очень высок, в рамках затраты на создание компании, на рынке олигополии (это крупнейших компаний контролирующих большую долю рынка: автомобилестроение, судостроение и т.д.).
  2. Лояльность покупателей и предпочтение ими торговой марки действующих компаний. Такая лояльность означает, что новичку, для формирования своего круга клиентов будет необходимо израсходовать большие средства на рекламу и стимулирование сбыта. Это может грозить ему снижением прибыли и повышением риска, особенно если по обязательствам (возврат кредита) требуется получить быстро высокую прибыль.
  3. Ограничение доступа к каналам распределения. Чем большее число каналов распределения связано с действующими фирмами, тем труднее новичку выйти на рынок. Чтобы преодолеть этот барьер новичку нужно «купить» доступ к каналам распределения.
  4. Невозможность получить доступ к технологиям и ноу-хау. Вход на рынок для новичка может быть «закрыт» ключевыми патентами. Здесь для новичка главное интеллектуальный капитал, поскольку именно он определяет способность организации создавать инновации.
  5. Наличие эффекта опыт и кривой обучения действующих компаний. Издержки любой компании, их снижение являются функцией опыта производства и кривой обучения. Так как у новичка опыт отсутствует ему необходимы дополнительные затраты на обучение персонала и организацию производства.
  6. Ограничения, связанные с нормативно правовой базой и международными торговыми ограничениями и тарифами.