Поскольку у
любой организации есть различные структурные подразделения и несколько уровней
управления, возникает иерархия целей. Это декомпозиция (разложение) целей более
высокого уровня на цели более низкого уровня. Цели более высокого уровня носят
более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели
более низкого уровня выступают как средства для достижения целей более высокого
уровня[6].
Иерархия целей
играет важную роль, так как обеспечивает ориентацию деятельности всех
подразделений на достижение целей верхнего уровня. Иерархически выстроенные
цели «образуют» дерево целей, и дерево задач компании на котором базируется
разработка стратегии. Само дерево целей строится топ-менеджерами и согласуется
с собственниками непосредственно на основе видения миссии компании и перспектив
ее развития.
Основа (цель
первого или высшего уровня), главная цель «вытекающая» из миссии компании. Если
декомпозиция главной цели осуществляется в разрезе товаров и рынков, то
получается дерево бизнес целей (товарных и рыночных).
Основные
требования к дереву целей организации:
- конкретность целей
(определенность по времени, объему, качеству и т.д.);
- измеримость целей. Они должны
быть сформулированы так чтобы их можно было количественно измерить, либо
оценить другим образом, чтобы определить была ли цель достигнута;
- прозрачность (ясность,
понятность);
- адресность (кому адресована
цель);
- достижимость;
- ограниченное количество уровней
иерархии (5-7 уровней);
- совместимость (т.е. не
противоречивость целей);
- системность декомпозиции (т.е.
целей одного уровня должно быть достаточно для достижений целей
вышестоящего уровня);
Взаимосвязь
миссий целей стратегий различного уровня, представлено на рисунке[7].
Анализ внешней
среды.
Цель такого анализа выявить возможности, предоставляемые внешней
средой для развития компании угрозы и риски способные оказать негативные
влияния на развитие компании.
При анализе
внешней среды необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что является внешней средой для
нашей фирмы.
- Какую информацию нужно получить
о внешней среде.
- С какой периодичностью следует
получать информацию.
- Кто на фирме отвечает за этот
процесс.
- Какие методы можно использовать
для анализа внешней среды и ее прогноза.
- Каковы затраты на получение
информации и насколько они оправданы с точки зрения результатов.
В менеджменте
различают: среду косвенного воздействия (макроокружение, глобальное окружение)
и среду прямого воздействия (конкуренты, поставщики потребители и т.д.).
Макроокружение
включает:
- экономические факторы:
- состояние экономики в стране
(рост, кризис);
- стабильность рубля;
- уровень инфляции и т.д.;
- политические факторы:
- стабильность в регионе,
России, мире;
- отношение власти к бизнесу;
- политическая и региональная
элита;
- политическая поддержка
экономического развития территория;
- правовые факторы:
- правовое регулирование;
- полнота законодательной базы;
- стабильность правовых норм;
- эффективность судебной
системы;
- защита прав потребителей;
- антимонопольное регулирование;
- социальные факторы:
- демографическая ситуация и ее
последствие;
- религиозно-этнический состав
населения на данной территории;
- национальные традиции, обычаи,
менталитет;
- состояние рынка труда;
- уровень дохода населения;
- технологические факторы:
- инновационная активность
компании на данной территории;
- рынок технологий;
- технологический уровень
развития сопряженных отраслей;
- развитость венчурного
финансирования;
- экологические факторы:
- загрязнение окружающей среды;
- экологические правовые нормы;
- развитость экологической
инфраструктуры;
- рынок экологических услуг;
- внешнеэкономические факторы:
- законодательная поддержка
внешнеэкономической деятельности;
- колебания курса валют;
- таможенное регулирование и
др.;