Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа, страница 2

Поскольку у любой организации есть различные структурные подразделения и несколько уровней управления, возникает иерархия целей. Это декомпозиция (разложение) целей более высокого уровня на цели более низкого уровня. Цели более высокого уровня носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают как средства для достижения целей более высокого уровня[6].

Иерархия целей играет важную роль, так как обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Иерархически выстроенные цели «образуют» дерево целей, и дерево задач компании на котором базируется разработка стратегии. Само дерево целей строится топ-менеджерами и согласуется с собственниками непосредственно на основе видения миссии компании и перспектив ее развития.

Основа (цель первого или высшего уровня), главная цель «вытекающая» из миссии компании. Если декомпозиция главной цели осуществляется в разрезе товаров и рынков, то получается дерево бизнес целей (товарных и рыночных).

Основные требования к дереву целей организации:

  • конкретность целей (определенность по времени, объему, качеству и т.д.);
  • измеримость целей. Они должны быть сформулированы так чтобы их можно было количественно измерить, либо оценить другим образом, чтобы определить была ли цель достигнута;
  • прозрачность (ясность, понятность);
  • адресность (кому адресована цель);
  • достижимость;
  • ограниченное количество уровней иерархии (5-7 уровней);
  • совместимость (т.е. не противоречивость целей);
  • системность декомпозиции (т.е. целей одного уровня должно быть достаточно для достижений целей вышестоящего уровня);

Взаимосвязь миссий целей стратегий различного уровня, представлено на рисунке[7].

Анализ внешней среды.

Цель такого анализа выявить возможности, предоставляемые внешней средой для развития компании угрозы и риски способные оказать негативные влияния на развитие компании.

При анализе внешней среды необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что является внешней средой для нашей фирмы.
  2. Какую информацию нужно получить о внешней среде.
  3. С какой периодичностью следует получать информацию.
  4. Кто на фирме отвечает за этот процесс.
  5. Какие методы можно использовать для анализа внешней среды и ее прогноза.
  6. Каковы затраты на получение информации и насколько они оправданы с точки зрения результатов.

В менеджменте различают: среду косвенного воздействия (макроокружение, глобальное окружение) и среду прямого воздействия (конкуренты, поставщики потребители и т.д.).

Макроокружение включает:

  • экономические факторы:
    • состояние экономики в стране (рост, кризис);
    • стабильность рубля;
    • уровень инфляции и т.д.;
  • политические факторы:
    • стабильность в регионе, России, мире;
    • отношение власти к бизнесу;
    • политическая и региональная элита;
    • политическая поддержка экономического развития территория;
  • правовые факторы:
    • правовое регулирование;
    • полнота законодательной базы;
    • стабильность правовых норм;
    • эффективность судебной системы;
    • защита прав потребителей;
    • антимонопольное регулирование;
  • социальные факторы:
    • демографическая ситуация и ее последствие;
    • религиозно-этнический состав населения на данной территории;
    • национальные традиции, обычаи, менталитет;
    • состояние рынка труда;
    • уровень дохода населения;
  • технологические факторы:
    • инновационная активность компании на данной территории;
    • рынок технологий;
    • технологический уровень развития сопряженных отраслей;
    • развитость венчурного финансирования;
  • экологические факторы:
    • загрязнение окружающей среды;
    • экологические правовые нормы;
    • развитость экологической инфраструктуры;
    • рынок экологических услуг;
  • внешнеэкономические факторы:
    • законодательная поддержка внешнеэкономической деятельности;
    • колебания курса валют;
    • таможенное регулирование и др.;