Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа, страница 6

Сравнение характеристик осуществляется по отношению фирм конкурентов. Чаще всего данные сравнительного анализа сводятся в табличную форму:

Характеристика

Наша фирма

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

1. Продукт:

a. …..

b. …..

2. Цена

a. …..

b. …..

Пример табличной формы.


Для более глубокого анализа внутренней среды используется цепочка ценностей М. Портера.

Вспомогательные виды деятельности

Управленческая структура

Прирост

Кадровый потенциал

Техническое обслуживание

Внутреннее материальное обеспечение

Материально техническое снабжение

Изготовление

Ресурсное деление

Маркетинг

Сервисное обследование

ценностей

Основные этапы производственно-хозяйственной деятельности

Цепочка ценностей М. Портера

Концепция основывается на следующих положениях:

  • конкурентные преимущества компании формируются путем создания на каждом этапе деятельности ценностей, которые признает и оплачивает потребитель.
  • ценности продукта создаваемые на разных этапах (разработка, производство, сбыт и т.д.), должны соизмеряться с затратами на достижение этих ценностей.

В цепочке выделяются основные этапы хозяйственной деятельности создающие главные ценности товара и вспомогательные виды деятельности. Они объединены в единую систему цель которой повышение ценности товара и одновременно снижение собственных затрат на основе лучшей организации всех процессов и внутренней деятельности. По результатам анализа может быть построена модель (профиль организации). На основе оценок либо топ-менеджеров, либо специальных экспертов.[9]

Таким образом, цепочка ценностей используется для:

  • анализа ресурсного потенциала;
  • оценки конкурентной способности;
  • путей ее повышения.

В этом анализе может быть использовано несколько подходов:

  • количественный подход – это показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние компании, основан на расчете:
    • рентабельность продукции;
    • рентабельность капитала;
    • производительность труда;
    • коэффициент ликвидности;
    • коэффициент задолженности;
    • коэффициент автономии.

сравнение производиться с эталонными (базовыми) показателями. В качестве базовых показателей могут быть:

    • нормативные значения (коэффициент автономии);
    • среднеотраслевые показатели (рентабельность показателей);
    • данные конкурентов.
  • качественный подход (основан на прямой оценке потенциала и состоянии организации на основе экспертных методов).
  • комплексный подход (соединяет оба подхода).

Метод SWOT анализа.

Из анализа внешней среды

Возможности

1.

2…

Угрозы

1.

2…

Из анализа внутренней среды

Сильные стороны:

1.

2…

Поле

СИВ

Поле

СИУ

Слабые стороны

1.

2…

Поле

СЛВ

Поле

СЛУ

Для поля СИВ необходимо мероприятие по использованию сильных сторон организации, для получения отдачи от возможностей появившейся во внешней среде.

Поле СЛВ, здесь планируются стратегические мероприятия, которые позволяют преодолеть слабые стороны за счет имеющихся возможностей во внешней среде.

Поле СЛУ – это стратегия преодоления слабостей и предотвращения неблагоприятных последствий из-за воздействия угроз на слабые стороны.

Поле СИУ, здесь уместна стратегия использования силы для избегания угроз. Пример: сильная сторона и низкие издержки компании → объявление ценовой войны → снижение угрозы появления нового конкурента.