Стратегический менеджмент: сущность и принципы. Основные этапы разработки стратегии. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Методы стратегического анализа, страница 7

Таким образом, SWOT анализ – это метод совместного изучения внешней и внутренней среды. Он позволяет установить связи между силой и слабостью компании, и внешними угрозами и возможностями. Между ними устанавливаются цепочки связей, которые могут быть использованы для формирования стратегии.

Рассматриваются всевозможные парные комбинации и выделяют те, которые должны быть учтены при разработке стратегии.

Методы стратегического анализа

К методам стратегического анализа относятся PEST анализа, модель Портера, матрица возможностей и угроз, цепочка ценностей Портера и SWOT анализ[10], а также метод портфельного анализа.

Понятие «портфель» важно для любой компании, которая планирует рассматривать свои возможности и учитывать связанные с этим риски.

Выделяют понятия: широкий портфель и узкий портфель:

  • Широкий портфель означает, что данная фирма охватывает целый ряд разнообразных товаров или рыночных сегментов. Плюс широкого «портфеля» - это стабильность, так как спад на одном рынке не будет угрожать деятельности всей компании, но деловые интересы при этом могут сильно различаться по своему характеру, а ресурсы рассредоточиваются по разным видам деятельности.
  • Узкий «портфель». Когда организация работает только на одну или немногих товарных или рыночных сегментов. Плюс узкого портфеля - можно целиком сконцентрироваться на своем сегменте и сосредоточить здесь все свои ресурсы, однако уязвимость компании возрастает, поскольку если произойдет существенное падение спроса в этом сегменте, фирма может понести убытки, а компенсировать их нечем.

Портфельный анализ осуществляется на основе использования матриц. Поэтому в нем основное внимание концентрируется на качественных, содержательных аспектах. Количественные аспекты играют вспомогательную роль. К представлению результатов выдвигаются требования наглядности и простоты.

Главная задача портфельного анализа – грамотное распределение ресурсов.

Портфельный анализ исходит из того, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности с позиции максимального потенциального дохода.

Матрица БКГ (бостонская консультативная группа).

Это метод изучения и понимания портфеля товарных и рыночных интересов отдельной компании. Это способ представления полного ассортимента товаров, который позволяет «увидеть» всю продукцию компании так чтобы принять стратегические решения об инвестировании. С помощью матрицы можно проанализировать ассортимент продукции, чтобы принять решение, какие товары следует учитывать в дальнейшем при проведении стратегического анализа.

темпы роста объема продаж

высокие

Товары звезды

Загадки  (трудные дети)

низкие

дойные коровы

собаки

большая

малая

для рынка

Матрица БКГ

Дойные коровы – это товар, обладающий высокой долей на рынке и низкими темпами роста продаж. Обычно они являются прибыльными и служат важным источником наличных денег. Прибыль от реализации этого товара, как правило, используется для поддержки тех товаров, которые находятся на этапе развития. Здесь главное – финансирование в рамках текущих расходов. Стандартная стратегия состоит в том, чтобы управлять достаточно консервативно, но при этом хорошо защищаться от действия конкурентов.

Звезды – это товары, обладающие большой долей быстро развивающегося рынка (быстро растущие продажи). Звезда – мечта менеджера, кошмар для бухгалтера, поскольку требуют огромных сумм денег, даже в том случае, если обладают высокой рентабельностью, поскольку возникает необходимость больших расходов на рекламу и продвижение товара.