Во многих областях применения робот может оказаться более медлительным, чем его конкурент-человек. Тем не менее использование робота может быть оправдано благодаря большей его производительности, обеспечиваемой работой во время перерывов, в обеденное время и даже ночью.
6.8. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОВ И ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Читатель уже в состоянии перечислить некоторые преимущества применения роботов в промышленности. Однако вместо того, чтобы говорить о преимуществах робота перед рабочим, полезно считать, что преимущество имеет человек, достойный более осмысленной работы, чем та, которой обычно занимаются роботы. Эффективность роботов проявляется при выполнении монотонных повторяющихся операций, для которых совсем не требуется или требуется мало ума. Хороши роботы для очень утомительных работ, работ в горячих цехах или в ядовитой опасной атмосфере.
Кроме многочисленных областей применения роботов для монотонных и опасных работ, есть и другие работы, в которых роботы
Рис. 6.25
Робот заменяя человека в трудновыполнимой для него операции, снимает
заусенцы с часто посаженных ребер радиатора, выдерживая точное угловое
положение инструмента, несмотря на необходимость перехода от ребра к ребру имеют преимущества перед человеком. Роботы обеспечивают более высокую повторяемость при выполнении сложных повторяющихся операций. На рис. 6.25 показана сложная операция шлифования. Каждое тонкое ребро необходимо прошлифовать очень точно. Для эффективного выполнения работы должно быть выдержано точное угловое положение инструмента относительно ребра. Человеку очень трудно или даже невозможно сохранить требуемое угловое положение инструмента при переходе к обработке следующего ребра. Требуемую точность в то же время легко получить, запрограммировав робот, в данном случае робот модели «Юнимейт ПУМА».
Следует упомянуть и такие работы, которые требуют перемещения больших тяжестей, непосильных для человека, или настолько утомительны, что человек не выдерживает целую смену. В этом случае применение роботов более чем желательно — оно просто необходимо. Многие гидравлические модели роботов и некоторые электрические имеют грузоподъемность большую, чем человек.
В некоторых областях применения роботы имеют сразу несколько преимуществ. Хорошим примером может служить литье под давлением. Работа в горячих цехах опасна и утомительна, а отливки имеют большую массу. Это же можно сказать и о литейном производстве вообще. В сварочном производстве мы находим комбинацию требований по точности с проблемами обеспечения безопасности. Роботы являются отличными средствами для выполнения как точечной, так и дуговой сварки. Аналогично сварке окраска распылением и другие виды работ, связанные с распылением, представляют собой опасность и требуют точности. Может показаться, что окраска распылением не входит в разряд точных работ, однако при ручной окраске плотность покрытия может меняться от детали к детали, из-за чего они выглядят по-разному. Робот же может постоянно воспроизводить оптимальный процесс окраски.
Сопротивление со стороны рабочих. Образ сборочных линий, обслуживаемых только роботами, вселяет ужас в умы рабочих, которые верят, что роботы могут заменить их в работе. Такие сборочные линии существуют на отдельных заводах, и роботы, конечно, могут заменить отдельных рабочих на отдельных работах;
Однако рассматривать роботы в качестве причины общей безработицы — значит подходить к проблеме не с того конца. При правильном применении роботы повышают производительность, делая фирму более конкурентоспособной, что, наоборот, сохраняет работу. Правильность вышесказанного можно подтвердить на примере автомобилестроительной промышленности. Для автомобилестроителей США было бы безрассудным поступком отказаться от роботов и автоматизации с целью сохранения рабочих мест. Очевидно, что другие страны, выпускающие автомобили, особенно Япония, продолжали бы выпускать автомобили с максимальной производительностью, используя роботы и автоматизацию. Законы рынка скоро привели бы к закрытию менее эффективных неавтоматизированных фирм. Говоря словами Джеймса А. Бакера из фирмы «Дженерал Электрик»: «Генри Форд не изобрел автомобиль, он автоматизировал его производство, создав тем самым миллионы рабочих мест и спинной хребет американской экономики» [7].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.