Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе, страница 7

Ведущие преподаватели ответственны за разработку учебно-методических комплексов. При использовании БРС необходимой составной частью такого комплекса является модульная карта дисциплины. Модульная карта дисциплины разрабатывается преподавателем и описана в следующем разделе.

Реализация функций кафедры для организации учебного процесса предусматривает поддержку следующих информационных таблиц: реестра преподавателей, реестра дисциплин и реестра поручений. Эти таблицы набираются и редактируются на кафедре и передаются при синхронизации в другие экземпляры «Электронного журнала». В охватывающие базы деканата и учебного отдела эти таблицы передаются полностью. В экземпляр преподавателя передаются только данные, которые относятся к этому преподавателю и читаемым им дисциплинам: из реестра дисциплин – дисциплины, которые ведет данный преподаватель; из реестра преподавателей – данные о преподавателях, читающих эти же дисциплины (для организации совместного выполнения различных видов учебной работы по курсу или ведения занятий в разных группах потока); из реестра поручений – поручения преподавателей, указанных выше, по общим для них дисциплинам.

В реестре преподавателей хранятся персональные данные о каждом преподавателе. При задании записи о преподавателе в реестре преподавателей каждому преподавателю присваивается уникальный ключ. По этому ключу можно определить факультет и кафедру преподавателя. Реестр устанавливает соответствие между именем (фамилией, именем и отчеством), уникальным ключом преподавателя и атрибутивной информацией, включающей перечень кодов поручений, закрепленных за преподавателем.

Реестр дисциплин – это список учебных дисциплин текущего учебного года, устанавливающий соответствие названий дисциплин с их уникальными кодами и атрибутивной информацией. В реестре дисциплин хранится список запланированных дисциплин, читаемых преподавателями кафедры. Каждой дисциплине присваивается свой уникальный ключ. За каждым преподавателем закреплено несколько дисциплин. Реестр дисциплин связан посредством ключей с реестром преподавателей. В экземпляре выпускающей кафедры хранятся также дисциплины учебного плана выпускаемой специальности, читаемые другими кафедрами; эти данные кафедрой не готовятся, а формируются автоматически при синхронизации с охватывающими экземплярами.

Реестр поручений – это список, устанавливающий соответствие между уникальным кодом поручения и атрибутивной информацией, включающей код дисциплины, код преподавателя либо вакансии, перечень обозначений академических групп (подгрупп), учебный год и семестр.

Из поручений формируется карта поручений преподавателя. Реестр поручений редактируется только на кафедре. Каждому преподавателю поручения передаются в его экземпляр «Электронного журнала». Учебное поручение действует на семестр учебного года. В соответствии с соглашением о кодировании, код поручения содержит указание на кафедру, учебный год и семестр, что гарантирует уникальность кодов поручений, созданных на разных кафедрах и в разное время.

Информация для формирования реестров дисциплин, преподавателей, поручений может быть получена из программы «Расчет нагрузки». Для этого в программе «Электронный журнал» предусмотрены средства вставки частей перечисленных таблиц из буфера обмена, а форматы таблиц согласованы с форматом соответствующих таблиц в программе «Расчет нагрузки».

Следующий этап планирования учебной работы на семестр выполняется преподавателями кафедры, и в результате ими экспортируются в кафедральный экземпляр модульные карты дисциплин. Далее на кафедре необходимо вести учет выполнения учебной нагрузки и отслеживать прохождение студентами контрольных точек. Информация о текущем рейтинге студентов периодически обновляется путем синхронизации с преподавательскими экземплярами. На кафедру может быть возложена функция регулярного обновления расписания, которое еженедельно доводится до кафедры учебно-методическим отделом. Заметим, что расписание изменяется в связи с реализацией сокращенных программ и установочных сессий для студентов-заочников. Преподаватели имеют возможность либо самостоятельно вносить изменения в свой экземпляр расписания, либо импортировать его из кафедрального экземпляра. В дальнейшем целесообразно автоматизировать этот процесс, предусмотрев в существующей программе «Расписание» экспорт данных для кафедры.