Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе, страница 10

Информация об успеваемости студентов может передаваться между экземплярами баз данных при синхронизации. Рейтинговая ведомость, заполненная преподавателем, в виде последовательности аттестационных сообщений передается в экземпляры кафедры и деканата, благодаря чему в этих экземплярах накапливается информация об успеваемости всех студентов по всем дисциплинам. Эти данные доводятся до студентов через старост групп, что обеспечивает обратную связь.

3.  Вопросы программной реализации «Электронного журнала»

3.1.Планируемый жизненный цикл

Разрабатываемый пакет ориентирован на поддержку информационных процессов, правила которых не являются устоявшимися. Как в ходе разработки, так и при эксплуатации возможны изменения в документах, регламентирующих балльно-рейтинговую систему в вузе, могут появиться потребности в незапланированных отчетных документах, а кроме того, возможно наращивание функций пакета , изначально не запланированных в рамках поставленной задачи. Поэтому предполагалось, что параллельно с запуском программы в эксплуатацию будет проводиться дальнейшая её разработка. Таким образом, в качестве модели жизненного цикла была выбрана эволюционная модель [6], в соответствии с которой вначале разрабатывается некоторое минимальное ядро системы с начальным набором функций, а затем периодически повторяются процессы проектирования, реализации, испытаний и эксплуатации для расширенных версий.

Исходя из этого, весь процесс разработки планировался в виде последовательности законченных этапов, включающих проектирование, кодирование, отладку и опытную эксплуатацию определенной версии программного продукта.

На первом этапе разрабатывались общие функции, необходимые для начального заполнения и редактирования основных информационных реестров, безотносительно к конкретному пользователю (преподавателю, методисту кафедры, деканата или учебного отдела). Разрабатывалась одна выполняемая программа с набором общих для всех пользователей функций, на базе которой в дальнейшем проводилась дифференцированная разработка разных программ для разных видов пользователей, с различными функциональными возможностями. Этот этап включал разработку базовой объектной архитектуры, принципиальной схемы организации данных и основных сервисных средств начального заполнения и редактирования реестров студентов, групп, преподавателей, дисциплин, поручений. Были разработаны также простейшие средства импорта и экспорта данных через буфер обмена для ускорения начального заполнения реестров из файлов, подготовленных в офисных приложениях. В результате получена программа, позволившая при опытной эксплуатации получить файлы информационных реестров, необходимых для дальнейшей разработки.

На втором этапе разрабатывались автономно работающие программы – электронные журналы преподавателя, методиста кафедры и методиста деканата. В них были реализованы специфические для указанных пользователей функции. Перенос данных из одного экземпляра в другой осуществлялся копированием файлов. Таким образом, получен набор функционирующих программ, на котором в течение одного семестра проводилась опытная эксплуатация по планированию и учету учебной работы преподавателей одной кафедры по отдельным дисциплинам, изучаемым с использованием БРС. Опытная эксплуатация выявила необходимость расширения функций преподавательских экземпляров «Электронного журнала», которое отнесено к последующим этапам разработки.

На третьем этапе были реализованы функции синхронизации данных между экземплярами. Это позволило автоматизировать перенос данных от преподавателя на уровень кафедры и деканата и обратно, из охватывающих экземпляров в преподавательский. Кроме того, были реализованы дополнительные функции преподавателя. Состояние разработанной программы позволяет эксплуатировать её для учета учебной работы как отдельными преподавателями, так и кафедрами.