Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе, страница 2

Учет учебной работы ведется «снизу вверх». Преподаватели по результатам прохождения студентами контрольных точек выставляют им рейтинговый балл и помечают проведенные аудиторные занятия (включая консультации). Ежемесячно, а также в конце каждого семестра, составляется отчет о выполнении учебной нагрузки преподавателями, который сводится в отчет кафедры. Эти данные передаются в учебный отдел. Данные о текущей успеваемости студентов (накопленный рейтинг) периодически передаются в деканат. Наличие программного обеспечения для учета учебной работы по БРС создает предпосылки для уменьшения периода мониторинга текущей успеваемости, что позволяет осуществить обратную связь со студентами. Кроме того, внеучебная работа студента может учитываться заместителями декана по направлениям или соответствующими службами вуза; данные о достижениях студента (публикациях, участии в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п.) передаются в деканат и фиксируются в базе данных о студентах. Заметим, что эти данные должны быть доступны как в разрабатываемом программном комплексе «Электронный журнал», так и в действующей подсистеме «Деканат».

Итак, разрабатываемые программные средства направлены на автоматизацию отдельных функций планирования и учета, выполняемых преподавателями, кафедрами, деканатами и учебным отделом вуза. Учитывая удаленность этих субъектов, необходимость постоянно обеспечивать их удобную работу в любое время, а также возможность сбоев локальной сети, было принято решение об использовании распределенной базы данных. Главная база данных не хранится на каком-то одном компьютере, ее вообще нет. Данные распределены между пользователями пакета: каждый преподаватель или специалист по учебно-методической работе редактирует и поддерживает свой фрагмент распределенной базы данных. Из этих фрагментов путем специальных процедур формируются потоки информации. Каждое структурное подразделение ВУЗа, сотрудники и студенты могут подключаться к этим потокам и получать всю предназначенную им информацию.

В первую очередь это важно для преподавателей, которые должны иметь возможность в любое время и на любом компьютере внести данные в рейтинговые ведомости и сформировать учетные документы. При этом приходится мириться с неизбежным дублированием данных, предусматривая средства восстановления целостности данных путем их синхронизации, что, наряду с известными недостатками, играет и положительную роль, увеличивая живучесть и помехозащищенность базы данных.

Пользователи электронного журнала могут относиться к одной из категорий: посторонние, студенты, преподаватели, методисты и администраторы системы. Каждый пользователь вправе иметь свой экземпляр программы электронного журнала и базы данных, однако пользователям различных категорий предоставляются неодинаковые наборы доступных функций, а имеющиеся в их распоряжении экземпляры программы могут обладать ограниченными возможностями.

Под термином «Экземпляр "Электронного журнала"» будем понимать экземпляр программного средства и наборов данных, инсталлированный на определенном компьютере, включенном в институтскую сеть либо работающем автономно, имеющий уникальный ключ и реестр авторизованных пользователей. Под термином «Копия экземпляра "Электронного журнала"» понимается экземпляр программного средства и наборов данных, инсталлированный на любом компьютере либо записанный на любом электронном носителе, не имеющий доступа к непосредственной передаче данных в другие экземпляры "Электронного журнала". Пользователи, начиная от преподавателей, могут вносить изменения в данные, которые допускаются их статусом. Наличие многих экземпляров баз и программ требует периодической синхронизации данных для поддержания их в актуальном состоянии на всех уровнях.

Наиболее широкий набор доступных функций предоставляется администратору. Статус администратора имеют ответственные за сопровождение электронного журнала, назначенные заведующим кафедрой, деканом и вышестоящими административными инстанциями. Администраторы системы, как правило, должны обладать квалификацией программиста. Каждый администратор имеет доступ ко всем функциям, доступным в его экземпляре программы. Администратор имеет техническую возможность выполнять функции всех остальных категорий пользователей.