Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе, страница 21

Реестр расписания содержит список аудиторных и внеаудиторных занятий, как проведенных, так и запланированных. Записи реестра расписания состоят из событий, которые вносятся в него или обновляются по выписке из расписания, выдаваемой преподавателю еженедельно.

Реестр дисциплин содержит список запланированных дисциплин. Реестр дисциплин формируется на кафедре. Запись реестра дисциплин – это экземпляр класса TPredmetRecord, который является непосредственным потомком базового класса TBasicFixedRecord. В TPredmetRecord содержится только ключ дисциплины и атрибутивная информация, без каких-либо связей с записями из других реестров. При синхронизации информация из охватывающей (кафедральной) базы передается в первичную (преподавательскую) базу, отфильтровываясь по ключу преподавателя.

Реестр поручений устанавливает соответствие между уникальным кодом учебного поручения и атрибутивной информацией, включающей код преподавателя либо вакансии, перечень обозначений академических групп (подгрупп), учебный год и семестр.

Запись в реестре поручений – экземпляр класса TNewMapRecord, производного от TBasicRecordWithKeyAndIdArray, поскольку он содержит массив обозначений учебных групп. Кроме этого, атрибутивная информация в записи содержит ключ преподавателя, код дисциплины и индекс выписки из семестрового плана (модульной карты).

Реестр карт поручений редактируется только на кафедре. Путем процедуры синхронизации реестра поручений записи из охватывающей базы копируются в первичную базу преподавателя.

Другие, не упомянутые выше информационные реестры реализованы аналогично описанным. Построенная структура хранения и обработки данных, как показала опытная эксплуатация «Электронного журнала», обеспечивает как высокую живучесть системы, так и возможность гибкой её модернизации и последовательного наращивания функций, что и было принято в качестве одного из определяющих критериев качества программы.

4.  Заключение

Разработанное средство информационной поддержки балльно-рейтинговой системы аттестации студентов – пакет программ “Электронный журнал” – позволяет вести планирование, учет учебной работы, хранить данные об успеваемости студентов и формировать отчетность. Распределенная база данных позволяет редактировать данные на любом компьютере и в любое удобное время. С помощью синхронизации поддерживается актуальное состояние экземпляров базы данных любого преподавателя и структурного подразделения ВУЗа.

Программный пакет “Электронный журнал” написан на языке С++ в среде Borland Builder [4, 5] и рассчитан на дальнейшее развитие, одним из направлений которого является интеграция с другими средствами компьютерной поддержки управления учебным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилаев Д.П. Альтернативная балльно-рейтинговая система как этап адаптации российского образовательного пространства к европейскому. // Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе: Материалы международной научно-методической конференции. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2005. – 256 с.

2. Лукичева С.В., Логиновская Т.Н., Яковлева С.Ф. Модульно-рейтинговая технология обучения как средство адаптации Российского образовательного пространства к европейскому // Инновационное образование в техническом университете: Международная научно-методическая конференция. – Казань: Казан. гос. техн. ун-т, 2004. – 644 с.

3. «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» (рекомендовано Минобразования и науки РФ   №  15-55-357 ин/15 от 09.03.2004).

4. Тимофеев В.В. Язык С и С++. Программирование в среде С+Builder 5. – М.: ЗАО “Издательство БИНОМ”, 2000г.  – 368 с.

5. Архангельский А.Я. Программирование в C++ Builder 6. – М.: ЗАО “Издательство БИНОМ”, 2003 г. – 1152 с.

6. Липаев В.В. Процессы и стандарты жизненного цикла сложных программных средств. Справочник. – М.: СИНТЕГ, 2006. – 276 с.

7. Липаев В.В. Документирование сложных программных средств. – М.: СИНТЕГ, 2005. – 216 с.