Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе, страница 11

На следующем этапе разработки запланировано расширение набора функций методиста кафедры и деканата. Этот этап к настоящему времени не окончен, поскольку для обоснованной выработки требований к следующей версии требуется более продолжительная опытная эксплуатация. К настоящему времени становится очевидной необходимость интеграции разрабатываемого программного средства с существующими специализированными программами, и сдерживающим фактором здесь является отсутствие в них средств экспорта и импорта, что в совокупности с закрытостью кода требует привлечения к этой работе разработчиков упомянутых специализированных программ.

Учитывая достаточно высокую продолжительность разработки, код программы «Электронный журнал» является открытым как для внешних разработчиков, так и для студентов. Это позволило использовать процесс разработки программы как предмет изучения студентами в дисциплинах, предусматривающих изучение технологии программирования (преддипломный курс «Проблемно-ориентированное программирование», «Базы данных») и при выполнении дипломных работ. Студенты получали задания на разработку отдельных классов и методов, что позволило им получить практические навыки разработки прикладной программы.

В процессе разработки компоненты программы проходили верификацию. Отдельно тестировались методы классов, программные модули, компоненты и приложение в целом.

Для верификации кафедрального экземпляра выбирались данные из программ «Учебный план» и «Расчет нагрузки» и приказа о закрепленных за кафедрой дисциплинах. Подсчитывались итоги по различным видам нагрузки, дисциплинам, семестрам, и полученные величины сравнивались с данными из программы «Расчет нагрузки». Производилось распределение учебных поручений между преподавателями, и итоги по каждому преподавателю сравнивались с данными из независимо составленных карт поручений.

Для верификации экземпляров преподавателей выбирались данные из карты поручений и выписки из расписания преподавателя, вводились модульные карты дисциплин и контролировалась правильность составления программой рейтинговых ведомостей. На контрольных примерах проверялась правильность вычисления накопленного рейтинга студентов по дисциплине.

Для верификации деканатского экземпляра средствами импорта вводились реальные списки студентов и групп. Работоспособность модуля контролировалась путем сверки введенных данных с текстовыми списками студентов по группам.

Были установлены следующие критерии оценки качества программы, её интерфейса и функциональных возможностей [7].

Для интерфейса программы:

1.  Отображение на форме полной информации о выбранной записи из реестра и интуитивная понятность отображаемой информации.

2.  Наличие средств непосредственного ввода исходных данных и импорта из офисных приложений.

3.  Возможность модификации полей существующих записей реестров.

4.  Защита от задания некорректных данных.

5.  Получение подсказок о назначении элементов управления.

Для программных модулей:

1.  Объектно-ориентированный подход к построению модулей.

2.  Наличие комментариев, в достаточной степени поясняющих интерфейс классов и содержание методов.

3.  Поддержка полиморфизма объектов, реализующих информационные таблицы.

Отдельным этапом тестирования была проверка процедур синхронизации. Процесс синхронизации данных должен проводиться по следующим правилам:

1.  Основной поток данных должен передаваться по вертикали от преподавателя на кафедру, от кафедры в деканат и из деканатов в учебный отдел и информационно-вычислительный центр.

2.  После обработки и объединения данные должны передаваться в обратном направлении и распределяться по необходимости между кафедрами, а от кафедр преподавателям.

Таким образом выстраивается управление потоками данных между экземплярами программы.

После прохождения верификации и тестирования компонентов программа “Электронный журнал” проходит квалификационное тестирование (одновременно с опытной эксплуатацией) и оценку качества. На втором и третьем этапе разработки испытания автономно работающих программ проводились преподавателями, методистами кафедры и деканата. По итогам испытаний получены отчеты с замечаниями и рекомендациями, которые учитывались при последующей доработке.