В 1908 году Ленин пишет свою философскую работу, которая называется «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин заявил, что кризис в естествознании произошел из-за того, что естествоиспытатели стояли на позициях метафизического материализма и руководствуясь его принципами пытались объяснить новейшие открытия в естествознании. Диалектический материализм никогда не сводил материю к атомам, никогда не считал и не мог считать их неизменными и вечными. С точки зрения диалектического материализма никакая форма бытия материи, будь то молекула, атом или электрон не является вечной и неизменной, а всегда находится в постоянном движении, изменении и при соответствующих условиях превращается в другие какие-то определенные формы. Для диалектической философии нет ничего установленного, безусловного, святого, везде и во всем эта философия видит создание и, в конце концов, уничтожение. Открытие явление радиоактивности и электрона не только не опровергают основных положений диалектического материализма, а наоборот подтверждают правильность его принципов в частности положение о том, что все существующее в этом мире находится в движении. Ленин говорит, что ни в коей мере нельзя ставить знак равенства между философским определением материи и естественное научное представление о физической структуре и свойствах материальных объектов. «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (с) – В.И. Ленин. Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. В этом определении выделили 2 основных признака: материя существует объективно (независимо от сознания), а, во-вторых, означает признание первичности материи по отношения к сознанию и здесь решается 1 сторона основного вопроса философии, а потом признается познаваемость этой самой материи, т.е. здесь же решается 2 сторона основного вопроса философии. В этом определении материи мы не видим отождествление с каким то конкретным веществом, свойством или состоянием т.е. это определение направлено против метафизического материализма. Это же определение направлено против любой разновидности идеализма. Это же определение направлено против агностицизма. Это определение имеет методологическое значение (значение на будущее) т.е. если вдруг в естествознании будут сделаны какие то новые открытия, то все равно оно будет попадать под определение материи.
Вещество à атом
Поле à электрон
Электрон так же неисчерпаем как атом, материя бесконечна.
Лекция №8
Движение, как способ движения материи.
Древнегреческие философы материалисты впервые выдвинули теорию движения. Движение – это умирание чего-то одного и возникновение другого.
Выдвигая на первый план движение, упускали свойство покой. На это свойство обратили внимание Ксемофом,Парменид, Земон – они пришли практически к отрицанию движения.
Следующие представление находим у ……. – движение это соединение и рассоединение четырех стихий (вода, воздух, земля, огонь).
Аристотель – движение это и уничтожение одного и возникновение другого – это уменьшение/увеличение, это рост, это количественные изменения, а потом уже перемещение тел в пространстве относительно друг друга.
Новых
1860 г. – абсолютизация механического движения. Движение – пространственное перемещение тел относительно друг друга. Понимание сущности движения оказалось очень сложным.
Диалектико-материалистическое понимание движения.
1. Движение – это неотъемлемое, необходимое, существенное свойство, способ существования материи.
2. Материя без движения так же не существует, как и движение без материи.
Энгельс (Диалектика природы) дает определение движения – это любые изменения вообще. Без движения ничего не может существовать.
Оствальд – в основе всех материальных предметах лежит энергия. При этом физики и философы опираются на следующие проблемы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.