Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типы, виды. Функции мифов. Проблемы бытия. Материя и формы ее существования. Основные принципы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей вязи и развитии, страница 15

4)  Общественное сознание это не только научная теория, а это и сознание массы людей, которое возникает в процессе повседневной будничной жизни. Это так называемое обыденное сознание. Это обыденное сознание никогда не поднимается до теоретического понимания действительности, оно ограничивается рамками повседневного опыта и это обыденное сознание закрепляется в традициях, нравах, обычаях. 

a.  Накопленный в течение веков опыт трудовой деятельности людей

b.  Моральные нормы, представления о своем положении, о своих потребностях, которые складываются в повседневной жизни

c.  Народное художественное творчество

В реальной жизни граница между обыденным и общественным сознанием весьма относительны, они переплетаются и влияют друг на друга. Обыденное сознание может питать науку, может питать идеологию.

5)  Появление теоретического знания и как следствие общественного сознания объясняется не только требованием общественного производства, но и отделение умственного труда от физического и разделением общества на классы. Эти два процесса были прогрессивными для определенного периода времени, но в условиях антагонистического общества носят противоречивый характер. С разделением общества на классы классовые интересы приобретают решающее значение в реализации назревших задач общественного развития. Классам необходимо идейно обосновать и оправдать свой классовый интерес, т.е. создать свою идеологию. А идеология духовно выражает интересы различных классов, а классовая идеология органически вплетается во все формы общественного сознания. Поэтому с разделением общества на классы в общественном сознании переплетаются 2 неразрывно связанных между собой тенденций – это познавательный процесс и идеологический процесс (смена идеологий различных классов).

С разделением общества на классы, с появлением идеологии все формы общественного сознания приобретают явно выраженный классовый характер.

6)  Наличие определенных классов, со своими специфическими интересами, порождает и определенные формы общественного сознания. Все формы общественного сознания не будут существовать в том виде, в котором они существуют.

7)  По мере развития человеческого общества общественное бытие отражается в общественном сознании все более точно. Так как развивается наука, то отражение общественного бытия в общественном сознании становится все более научным.

8)  Общественное бытие во всех классовых агностических формациях носят противоречивый характер и общественные отношения характеризуются в этих обществах непримиримыми противоречиями между классами. Поэтому наблюдается расколотость общественного сознания. Это выражается в том, что каждый класс смотрит на общественное бытие через призму своих интересов, решает свои собственные задачи или разрушить или сохранить существующие общественные отношения и поэтому на сегодняшний день политические, философские, моральные и прочие идеи противостоят друг другу, выражая объективно непримиримый конфликт между этими классами. Не смотря на то, что существует железный закон, что общественное бытие определяет общественное сознание, то та или иная форма общественного сознания в тот или иной период своего развития определяет свою независимость по отношению к общественному бытию.

Относительная самостоятельность проявляется в преемственности.

Относительная самостоятельность проявляется в том, что та или иная форма общественного сознания может опережать общественное бытие. В определенные этапы развития общественного бытия та или иная форма общественного сознания может отставать от общественного бытия. В определенные периоды своего развития форма общественного сознания может оказывать огромное воздействие на общественное бытие.

Лекция №13

Основные принципы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей вязи и развитии.

1.  Д

2.  Принцип развития. Две концепции развития.

3.  Принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений

4.  Диалектика как всеобщий метод мышления с преобразования действительности.