Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типы, виды. Функции мифов. Проблемы бытия. Материя и формы ее существования. Основные принципы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей вязи и развитии, страница 2

·  распад рабовладельческого строя зарождается монотеизма.

·  появление мировых религий

Эти религии привели к сложению новых форм религиозных организаций, религиозных отношений; появились храмы, церкви, мечети; люди занимавшиеся богослужением – духовенство. Появление самих верующих – миряне. Появление миссионеров (особенно в католичестве).

Причины существования религии, верующих:

Религия по-своему отражает реальный жизненный опыт человечества и хранит в себе целую систему эмоционально образных представлений, нравственных (моральных) идеалов, тоже необходимых человеку.

С помощью торжественной отрадности, религия пропагандирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, долга, милосердия и стремится их особую ценность. Религия способствует развитию духовности человека, его культуры. Религия обладает огромным количеством материальных средств. На сегодняшний день большое количество верующих, которые так же воздействую на общество (особое на молодежь).

Лекция №3

Общим в религии и философии – формы мировоззрения. Религия и философия решают сходные задачи миропонимания. И религия, и философия оказывают воздействие на сознание людей и их поведение, но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть во всем обществе людей. Для философии характерно свободомыслие (в отличие от религии). Свободно мыслить могут лишь наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Именно с ростом образованности, философские знания расширились. Религия в основном обращает внимание на человеческие тревоги, надежды, поиск веры; философия же на первый план выдвигает интеллектуальные аспекты мировоззрения и этим фактом философия отражает нарастающую в обществе потребность рассматривать окружающий мир с точки зрения науки.

Филио (люблю) и софос (мудрость) – философия. Философия представляет собой в отличие от религии

Основанием для этого мировоззрения является разум/интеллект. Именно реальные наблюдения, логический анализ обобщения, выводы, доказательства начали постепенно с появление философии вытеснять фантастический религиозный вымысел. Появление философии мифы, религия стали по-новому осмысливаться. И поэтому философия постепенно стала отмежевываться от обыденного сознания и всех религиозных вымыслов. Слово философия было синонимомом зарождающейся теоретической мысли и само рождение философии было связано с великим культурным переворотом в 8-5 веках до нашей эры. И философия поставила перед собой задачу не просто накопить огромную массу знаний о мире, а понять этот мир как целостный и единый процесс.

В древней Греции основными науками были математика и астрономия из-за того, что они находили прикладное значение. Кроме познания мира философия начала изучение природы человека, его судьбы, разумное устройство и цели человеческой жизни и ценность философии древнегреческие мыслители считалось, что она позволяло выносить хорошее решение, что она указывает правильный путь для достижения цели, и она служит руководством человеческого поведения и образа жизни, а сама философия призвана уравновешивать сложные взаимоотношения человека и мира, приводить в соответствие знания и действия.

До 19 века наука занимала в общей системе европейских ценностей 4 место после религии, философии и искусства. В 19 веке наука вышла на 2 месте в этой системе ценностей после философии, а в 20 веке рост научного знания привел к тому, что стало занимать 1 место. В связи с этим естествоиспытатели стали утверждать, что философия не имеет ничего общего с наукой. Естествоиспытатели упрекали философию в том, что ее положения недоказуемы и принципиально не проверяемы. Что философия не является точным знанием, а даже наоборот! Уже в древней Греции такие мысли высказывались. Философия не способна давать неопровержимых истин, а поскольку (современные скептики) философские знания не имеют достаточного критерия, то они ничего общего с наукой не имеют.