Мировоззрение. Его компоненты, уровни, типы, виды. Функции мифов. Проблемы бытия. Материя и формы ее существования. Основные принципы диалектики. Диалектика как учение о всеобщей вязи и развитии, страница 7

1)  Духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов – включает в себя сознание каждого человека, оно живет в нас, это часть нашего «Я» и оно существует как некий невидимый поток переживаний, впечатлений, чувств, мыслей, идеалов, убеждений, установок, стереотипов и т.д. Особенности нашего сознания: процессы сознания очень подвижны, все эти процессы скрыты от наблюдения со стороны, конкретные процессы нашего сознания возникают и умирают с каждым конкретным индивидом. Естественно не все умирает, что некоторые знания со смертью конкретной личности не исчезают, а эти знания становятся объективированным объектом. Наше сознание одновременно и самосознанием, а самосознание – это осознание человека своего тела, своего положения в обществе, своих мыслей и чувств, отношений к другим людям, самого себя как личности. Самосознание это центр нашего «Я». В индивидуализированное сознание входят процессы бессознательного. Первый уровень бессознательного связан с неосознанным психическим контролем за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением необходимых нужд и потребностей. Второй уровень бессознательного: это процессы и состояния, сходные со знанием человека в период бодрствования. Третий уровень: проявляется в процессах художественного творчества, в научном творчестве, интуиции. Бытие индивидуализированного состоит в том, что человек живет, развивается, пока существует.

2)  Духовное, которое существует вне и независимо от индивидов (объективированное духовное). Оно невозможно без материальных носителей, а материальными носителями этого духовного являются язык, книги, идеи, чертежи, формулы, проекты, холсты картин, статуи. Специфика объективированного духовного заключается в том, что его элементы (идеи, идеалы, нормы, ценности) способны сохранятся, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени и все духовное богатство цивилизации и культуры – это и есть специфическое место бытия объективированного духовного. Объективированное духовное воплощено в науке, культуре, массовом сознании, идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Лекция №7

Материя и формы ее существования

Изменение представлений о материи с древнейших времен и по сегодняшний день.

В эпоху древней Греции было выработано понятие «субстанция». Сам термин переводится как основание, фундамент. Т.е. словом субстанция, прежде всего, обозначалось внутреннее единство многообразных предметов.

Монистами могут быть как материалисты, так и индивидуалисты. Мир, в котором мыс вами живем, с древнейших времен и по сегодняшний день называется материальными миром – материя.

Представления о материи менялось. Все материалисты, начиная со стихийных, считают, что материя существует объективно вне и независимо от нашего сознания, что материальный мир никто не творил, не создавал, что он существует вечно, что он безграничен, бесконечен. Все практически идеалисты именно отрицают объективность существования материи, ставят существования материи в зависимость от сознания или субъекта или какого-то сознания вообще. В частности Беркли – один из представителей субъективного идеализма – сказал, что материи вообще нет, что это выдумка материалистов, она выдумана для обоснования каких-то религиозных, атеистических взглядов. XIX Мах считал, что материя - предмет нашего сознания, если ты не ощущаешь предмет, то его не существует. Гегель считал, что материальный мир это производная абсолютной идеи, мирового разума. Стихийные материалисты в эпоху Древней Греции (2800 лет назад) попытались вывести понятия материи из ее самой, они попытались найти в материальном мире нечто общее, что связывает все в этом мире. Поскольку опытного естествознания еще не было, опытно доказать что-либо не могли, наук как таковых еще не было и стихийные материалисты др. Греции в своих изысканиях этого единства опирались на элементарное наблюдение, элементарное созерцание мира. В поисках праматерии они обращали внимание на то, что является наиболее распространенным в этом мире. Фалес впервые пришел к выводу, что такой праматерией является вода, все из воды появляется и все в воду обратно превращается. Его ученик Анаксимен посчитал, что такой праматерией является воздух. Гераклит посчитал, что это огонь. Чуть позже тоже ученик Фалеса Анаксимандр заявил, что такой праматерией является элементарная частица, которую он назвал апейрон. Анаксагор сказал, что такой праматерией является «семена вещей». Демокрит заявил, что праматерией является мельчайшая, неделимая, неизменная, которую он назвал «атом». Философы древней Греции по существу отождествляли, ставили знак равенства между понятием материи и понятием вещество. Такое представление неверно, неправильное, ограниченное оно связано с определенными формами существования материи, с абсолютизацией присущих им свойств и состояний, поэтому такое представление не способно охватить всю ту сумму происходящих в мире явлений, сумму бытия материальных объектов. Дело в том, что на каждом этапе человеческого познания и практики мы с вами осваиваем человечество впринципе, только отдельные свойства, состояния. Поэтому нельзя определять материю через уже известных видов, формах. На следующем этапе развития познания люди буду открывать новые и новые формы, виды и поэтому те представления которые были выведены ранее будут утрачены. Нельзя отождествлять слово материя, рассматривая некоторые  что все в том виды